Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Убережём детей от бродяжничества Есть такое понятие - дромомания. Оно происходит от греческих слов «дро-мос» - дорога, путь и «мания» - страстное влечение. Страсть к дороге, или, говоря проще, к бродяжничеству. Явление далеко не новое, но в последнее время получившее довольно широкое распространение среди наших подростков. В чем причина? Почему они убегают из дома? По мнению психиатров, страсть к бродяжничеству развивается в сочетании с другими нарушениями - последствиями ушибов головы, сотрясений и воспалительных заболеваний мозга. Подвержены ей дети инфантильные, безудержные фантазеры, любители приключений. Им хочется как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Казалось бы, само по себе это приобретение опыта и знаний ничего плохого в себе не несет. Но это не так. Незрелого человека подстерегает масса опасностей: оказаться в одной компании с пьяницами, преступниками, начать воровать, курить, пить, сквернословить, хулиганить. Несравненно чаще обнаруживаются дети, у которых ведущим механизмом бродяжничества являются реакции против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших или сверстников. Закрепившись, реакции протеста могут часто повторяться уже в ответ на незначительные замечания, укоры, требования. Настроение таких детей меняется: становится хмурым, недоброжелательным, капризным. У некоторых из таких детей и подростков развиваются чрезмерная подозрительность, обостренное восприятие любой несправедливости, стремление везде видеть и фиксировать лишь плохое отношение к себе, всеобщую несправедливость. Под влиянием длительных психотравмирующих ситуации и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых несправедливостей, у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Как утверждают психиатры и психологи, таким детям не всегда удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе. В таких случаях «трудное» поведение еще больше усиливается, появляются агрессивность, конфликтность. Наступает глобальное изменение личности человека, во многих случаях уже необратимое. Нередко в побегах подростков повинны и учителя: их поведение является либо причиной, либо, что чаще, поводом к бродяжничеству. Рано или поздно, но большинство беглецов обнаруживает милиция, их приводят домой или в социальные центры, заставляют посещать школу, но далеко не всегда удается перестроить психику подростков, которых неудержимо влечет на улицу, в свободную жизнь, лишенную всяких социальных ограничений. Склонность к бродяжничеству имеет, как было уже сказано, разное происхождение, различную динамику и требует неодинаковой помощи. Но какова бы ни была причина этих нарушений, большая роль в профилактике этих явлений и излечении уже имеющихся расстройств принадлежит социальному окружению. Советы родителям 1. Папам и мамам необходимо знать о друзьях, знакомых ребенка, чем они занимаются в свободное время, социальный статус их родителей. 2. Постарайтесь ежедневно вести беседы со своим ребенком о том, как у него прошел день, чем он занимался, какое у него настроение, самочувствие. 3. Внимательнее относитесь к здоровью ребенка, замечайте внешние проявления и изменения в настроении или поведении. 4. Ребенок должен иметь по дому или по отношению к близким (сестрам, бабушкам, дедушкам) поручения или обязанности. 5. Постарайтесь, чтобы свободное время вашего ребенка было занято посещением секций, факультативов, кружков. Вам необходимо знать или мотивировать его на цель, мечту, желание. 6. Проводите активно всей семьей выходные (посещение спектаклей, цирков, кинотеатров, занятия спортом, и т.д.). 7. Регулярно посещайте школу, беседуйте с классным руководителем или учителями об успехах (или неудачах) вашего ребенка в обучении, о его общении с одноклассниками. 8. В случае «трудного общения» или побега ребенка из дома необходимо не только обратиться в милицию, но и посетить школьного психолога, психотерапевта в поликлинике, обратиться на кафедру детской или подростковой психоневрологии, в любой Центр оказания помощи семье, в психолого-медико-педагогическую комиссию или отдел образования. Советы администрации школы 1. На одном из общих родительских собраний расскажите о причинах и механизмах бродяжничества у детей. 2. Поместите в школе (в уголках для родителей) информационные листки с адресами и телефонами организаций, способных оказать первичную помощь. 3. Доведите информацию о причинах, механизмах бродяжничества до классных руководителей и социальных педагогов. Составьте алгоритм профилактических мероприятий по данной проблеме, особенно по работе с «трудными» детьми. 4. По возможности организуйте мероприятия воспитательного характера, где могли бы участвовать «трудные» дети, а также сек- ции, кружки, факультативы, выездные экскурсии. 5. По возможности проводите совещания (один раз в три месяца) по данной проблеме с участием классных руководителей, психолога, социального педагога, работника милиции, представителей общественных организаций и т.д. 6. Систематически ведите документацию по этой программе. Советы классным руководителям 1. По возможности активно ведите работу с семьей учащегося, склонного к бродяжничеству. 2. Направляйте родителей таких детей на консультацию к узким специалистам: школьным и медицинским психологам, к психоневрологам в поликлинику или в центры социальной службы. 3. Будьте неравнодушны, внимательны. Замечайте изменения в поведении, длительное плохое настроение ребенка, резкое ухудшение в учебе или отсутствие учебной мотивации, отсутствие интереса к школьной жизни, постоянную тревогу в глазах. 4. Старайтесь привлечь «трудных» детей к внеклассным мероприятиям, давайте им поручения, требующие понимания и ответственности. 5. Чем раньше будет выявлена и предупреждена дромомания, тем легче будет ребенку избавиться от этого опасного влечения. И здесь особенно важны совместные усилия семьи и школы. | |
Просмотров: 2375 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |