Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста педагог-психолог МБОУ «ЦППРиК» г. Гурьевска Чебакаева Наталья Александровна Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами пропадать за компьютером, родители бьют тревогу. И действительно есть о чем тревожиться. Каковы же причины компьютерной зависимости? - отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру; - дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми; -родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним; -ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином; -низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих; -замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками; -незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером. Степени компьютерной зависимости: 1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. 2-я степень - состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости (не всегда ощущается сразу). Наблюдаются повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна. 3-я степень - выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, Он становится неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Кроме того, для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. Есть опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером доходит до 16-18 часов в сутки. 4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для младшего школьника - 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте внимание на другие занятия. Поощряйте и хвалите ребенка. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик. К успехам в компьютерной игре относитесь ровно, индифферентно, ведь поощрение и так уже заложено программой. Родители - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, секции). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства. Придумайте и организуйте мероприятия для всей семьи: поход в театр, поездка за город, туристический поход и проч. | |
Просмотров: 617 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |