Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности восприятия информации ребенком

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка.

Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновение), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий –визуал, для него главной является зрительная информация.

Среди взрослых еще встречаются дискреты – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.

Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.

Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.

 

Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия. В среднем среди модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов восприятия информации

Версии песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы

Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: “Спи, елочка, бай-бай”, мороз играл на дудочке: “Ты, слышь, не замерзай!” Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку: “На вид она прекрасна!” В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

Дискрет-версия: «В лесу возникла елочка. В центральной полосе. Функционально стройную, ее ценили все. Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный случайно проходил – мужчина нашу елочку ножовкою спилил. Теперь она на празднике работает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»

Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.

Такие дети любят слушать музыку, аудиозаписи книг, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать – дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх).

Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.

Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

 

При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.

Визуалы не любят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки).

Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие дети предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.

Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет рубашки, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста).

Воспитывая визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие дети любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» – любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких ребят недолговечны – разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!».

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь. Таким детям следует давать моторную разрядку.

Модель «Ключи глазного доступа»

Впервые предложена американским психологом В. Джеймсом, заметившим взаимосвязь между движением глаз и сенсорной модальностью, в которой в данный момент человек обрабатывает информацию. Еще до того как человек сформулирует свой ответ, его глаза начинают совершать определенные движения, указывая тем самым, какую репрезентативную систему он использует (см. рис.).

                 

                                 Ключи глазного доступа

Буквы на рисунке означают следующее:
В – визуальное вспоминание. Предыдущий зрительный опыт, зрительная память. Все, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т. д.
ВК – визуальное конструирование. Создание нового опыта, планирование, математические расчеты. Все визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижется налысо, африканский слон, заляпанный розовой краской, и т. д. Также сюда будет относиться визуализация математических расчетов.
А – аудиальное вспоминание. Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка. Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос начальника и т. д.
АК – аудиальное конструирование. Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки. Собственно, все, что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса. 
Ад – внутренний диалог. Контроль речи, проговаривание. Разговор с собой.
К – кинестетика. Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, метаощущения. Все, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее. 

Важно отметить, что глаза будут двигаться только в том случае, когда человеку нужно найти информацию, если нужная информация находится в «оперативной памяти» – движения глаз не будет.

В процессе принятия информации визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх вправо – когда думают о будущем и создают образы; вверх влево – когда думают о прошлом; прямо перед собой расфокусированным взглядом – верный признак размышляющего визуала.

Когда аудиалы размышляют, их взгляд имеет несколько характерных направлений: в сторону вправо – размышляя о будущем, в сторону влево – вспоминая прошлое, вниз влево – размышляет об услышанном.

Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать» решение. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто используют раздражающие собеседника «м-м-м», «э-э-э», «ну-у-у». Во время этих пауз они прислушиваются к своим ощущениям и, когда определяются с ними, продолжают разговор. Кроме того, кинестетики любят прикасаться к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках какие-нибудь мелкие предметы. Прикосновение помогает им установить контакт. Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз вправо или вниз влево.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.

Педагог-психолог Томилова Елена Сергеевна

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (16.02.2016)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: