Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности логопедического сопровождения детей с синдромом Дауна

Особенности логопедического сопровождения детей с синдромом Дауна

Инклюзивное образование в России активно занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

Под инклюзивным образованием мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей, признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, который ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.  Инклюзивное образование предусматривает обучение детей с синдромом Дауна, которые до недавнего времени считались необучаемыми.

Синдром Дауна – самая распространённая генетическая аномалия.   Она не зависит от образа жизни родителей, состояния их здоровья, вредных привычек, питания. Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют «Дети солнца», настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. ( Слайд4. фото ребенка)

90% новорожденных с синдромом Дауна имеют характерные внешние признаки. Такие дети похожи друг на друга, но совершенно не имеют сходства со своими родителями. Особенности внешности заложены в лишней хромосоме.

Особенности развития детей с синдромом Дауна:

  •  речь появляется поздно, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный;
  •  трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, плохо дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания;
  • гипотонус мышц;
  •  отставание в развитии общей и мелкой моторики;
  •  возможны нарушения слуха, и зрения;
  •  дефекты  развития интеллекта;
  •  нарушение обобщенности восприятия;

 трудности восприятия пространства и времени.

Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения.  Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. При излишней активности ребенка взрослый говорит плавно, спокойно. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.Индивидуальный подход к ребенку играет важную роль в процессе коррекционной работы. Необходимо отталкиваться от интересов ребенка и стараться на их основе планировать занятия.

Основные направления работы учителя-логопеда с детьми  с синдромом Дауна:

Работа над пониманием речи и формированием пассивного словаря:

  • Создание условий для познания окружающей среды

(Называть предметы, которые попадают в поле зрения ребенка. Демонстрировать способы манипуляций этими предметами, если у ребенка после показа не получается воспроизвести показанное действие, то педагог своей рукой направляет руку ребенка. Стараться предоставить ему, как можно больше наглядного материала).

  • Использовать дидактический материал

( с набором картинок (существительные, глаголы)

В речи использовать простые инструкции, многоступенчатые инструкции не воспринимают, так как нарушена обобщенность восприятия, им требуется гораздо больше времени, чтобы воспринять материал, а из-за слабой слуховой памяти, длинную словесную инструкцию не удерживают)

«Покажи на картинке, где девочка сидит, ест, спит, идет? и т.д.)

Дай собачку, погладь собачку, посади собачку( на стул, под стол – пространственная ориентация прорабатывается)

Это чашка(показать), у меня нет…, Дай мне … Я пью из … Я любуюсь красивой…)

Вызывание речи в игровой форме

  • Вызывать звукоподражание по картинкам (АУ,УА, ИА)
  • Отрабатывать открытые слоги с губными согласными – МУ, АМ, БИ,
  • Отрабатывать открытые слоги с теми согласными, которые ребенок произносит, при этом протягивая гласные звуки (выписываете в столбик слоги которые получаются у ребенкаи составлять их них слова); составлять слова из тех слогов, которые у ребенка получаются.

Артикуляционная гимнастика

  • Использовать опору на зрительный образ (картинки, игрушки, куклы – перчатки);
  • Использовать стихотворные формы;
  • Речь взрослого эмоционально окрашена.

Развитие мелкой моторики

  • Пальчиковые игры;
  • Игры с крупой (формирование пинцетного захвата);
  • Лепка пластилином;
  • Шнуровка;
  • Игры с бумагой;
  • Сенсорные коробки (мука+растит. масло, крашенный рис, живой песок)

Дыхательная гимнастика

  • Формирование брюшного дыхания
  • Формирование носового выдоха

У большинства  детей с синдромом Дауна приоткрыт рот,  дыхание становится  - ротовое поверхностное.

Причины приоткрытого рта:

-узкая верхняя челюсть;

- язык большой; 

-сниженный  мышечном тонус (сложно удержать язык за зубами);

-заболевания лор- органов.

  • Формирование воздушной струи

Разнообразный поддувной материал, игры с водой

Развитие силы голоса

  • Компьютерная игра «Игры дляТигры», где ребенок дует или кричит в микрофон реакция на его силу голоса или выдоха отображается на экране;
  • Дидактический материал (приплывает, уплывает пароход)

Развитие слухового восприятия

  • Дидактические игры:

«Тихо - громко»;

«Какой музыкальный инструмент звучит?»;

«Кто кричит?»;

«Кто говорит?» по сказке «Три медведя»;

«Что гремело?»;

  • Восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.

Развитие пространственной ориентации

  • Работа с предлогами;
  • Далеко – близко, высоко – низко, лево – право (хлопать с разных сторон ребенка) и т.д.

Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (20.03.2020)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: