Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Особенности логопедического сопровождения детей с синдромом Дауна Инклюзивное образование в России активно занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Под инклюзивным образованием мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей, признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, который ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом. Инклюзивное образование предусматривает обучение детей с синдромом Дауна, которые до недавнего времени считались необучаемыми. Синдром Дауна – самая распространённая генетическая аномалия. Она не зависит от образа жизни родителей, состояния их здоровья, вредных привычек, питания. Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют «Дети солнца», настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. ( Слайд4. фото ребенка)90% новорожденных с синдромом Дауна имеют характерные внешние признаки. Такие дети похожи друг на друга, но совершенно не имеют сходства со своими родителями. Особенности внешности заложены в лишней хромосоме. Особенности развития детей с синдромом Дауна:
трудности восприятия пространства и времени. Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. При излишней активности ребенка взрослый говорит плавно, спокойно. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.Индивидуальный подход к ребенку играет важную роль в процессе коррекционной работы. Необходимо отталкиваться от интересов ребенка и стараться на их основе планировать занятия. Основные направления работы учителя-логопеда с детьми с синдромом Дауна: Работа над пониманием речи и формированием пассивного словаря:
(Называть предметы, которые попадают в поле зрения ребенка. Демонстрировать способы манипуляций этими предметами, если у ребенка после показа не получается воспроизвести показанное действие, то педагог своей рукой направляет руку ребенка. Стараться предоставить ему, как можно больше наглядного материала).
( с набором картинок (существительные, глаголы) В речи использовать простые инструкции, многоступенчатые инструкции не воспринимают, так как нарушена обобщенность восприятия, им требуется гораздо больше времени, чтобы воспринять материал, а из-за слабой слуховой памяти, длинную словесную инструкцию не удерживают) «Покажи на картинке, где девочка сидит, ест, спит, идет? и т.д.) Дай собачку, погладь собачку, посади собачку( на стул, под стол – пространственная ориентация прорабатывается) Это чашка(показать), у меня нет…, Дай мне … Я пью из … Я любуюсь красивой…) Вызывание речи в игровой форме
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Дыхательная гимнастика
У большинства детей с синдромом Дауна приоткрыт рот, дыхание становится - ротовое поверхностное. Причины приоткрытого рта: -узкая верхняя челюсть; - язык большой; -сниженный мышечном тонус (сложно удержать язык за зубами); -заболевания лор- органов.
Разнообразный поддувной материал, игры с водой Развитие силы голоса
Развитие слухового восприятия
«Тихо - громко»; «Какой музыкальный инструмент звучит?»; «Кто кричит?»; «Кто говорит?» по сказке «Три медведя»; «Что гремело?»;
Развитие пространственной ориентации
Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях | |
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |