Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Коррекционная работа с заикающимися детьми. Заикание является одним из распространенных речевых нарушений. Возникая в период развития речи (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому чем раньше начата коррекционная работа, охватывающая все компоненты речевой системы, тем выше ее эффективность. Сопровождение заикающегося ребенка осуществляют: невролог, логопед, психолог, педагог и родители. На начальном этапе вводится ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка. Родителям необходимо создать благоприятную спокойную обстановку в семье, избегать стрессовых ситуаций, способных вызвать нервный срыв у ребенка. Осуществлять меры по укреплению физического здоровья: проветривание помещения; закаливать организм ребенка; посещать бассейн (вода укрепляет нервную систему, а плавание способствует развитию мелкой моторики). Выполнять режим дня. Исключить чтение книг и просмотр телепрограмм, негативно влияющих на нервную систему. Терпеливо относиться к дефекту речи ребенка. Поощрять его речевую активность. Следить за своей речью (говорить медленно, спокойно, плавно, четко). Организовать подвижные игры ребенка, чтобы не допускать хаотичных движений, которые могут привести к перевозбуждению. Не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как любое физическое и умственное перенапряжение может усилить заикание. Необходимо проводить аутотренинг с заикающимися детьми. Это лучше делать перед сном или рано утром в постели. Он расслаблен, спокоен ему легко говорить. Вселять в ребенка уверенность, что у него все получится, поддерживать его. Параллельно ведется работа по формированию диафрагмального дыхания. Речевое дыхание должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы (у заикающихся оно поверхностное). Глубина является важнейшим качеством речевого дыхания. Обучаем ребенка спокойно, ровно дышать, вырабатываем умение направлять воздушную струю и умение распределять дыхание. Также важно сочетать дыхание с двигательными упражнениями для формирования темпа, ритма и плавности речи. Во время занятий нужно следить за тем: чтобы ребенок не начинал говорить, не сделав вдоха; чтобы всегда говорил только на выдохе; чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот; чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох - длительным и плавным; чтобы плечи во время дыхания были неподвижны; чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе; чтобы сделав вдох ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхание; чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2-3 секунды; чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения. Работа психолога заключается в том, чтобы снять повышенную тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку, обучить методам расслабления, саморегуляции, самоконтроля, обучить коммуникативным навыкам, развить общую и мелкую моторику. Задача логопеда настроить детей на деловой бодрый лад, переориентировать отношение ребенка к своему дефекту. Найти ситуации, когда ребенок говорит без запинок, акцентировать внимание ребенка на том, что он может говорить свободно и внушить мысль о выздоровлении, возможности говорить плавно в любой ситуации и в дальнейшем выработать положительные условные рефлексы и отработать их в коллективной психотерапии. При заикании происходит судорожное сокращение мышц их длительность и локализация различны. Судороги могут возникать в голосовом аппарате (смыкательная голосовая судорога, вокальная судорога, дрожащий или толчкообразный гортанный спазм), артикуляционном аппарате (лицевыесудороги, язычные судороги, мягкого неба) Коррекционная работа строится на ликвидацию возникшего спазма и нормализовать работу всех компонентов речевой системы. Необходимо делать акцент на ту группу мышц, которая в большей степени спастична. Детям необходимо дать почувствовать, что мышечное напряжение может смениться по их воле приятным расслаблением. Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи. Процесс голосообразования неразрывно связан с дыханием. Неправильное дыхание во время речи является частой причиной плохого звучания голоса. Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения. В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса (тембра, высоты и т. д.). Кроме того, нарушения голоса, мелодико-интонационные расстройства характерны для заикающихся. Наиболее часто у заикающихся детей отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речевого высказывания); нарушения тембра голоса (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, реже нозализованный); голос может быть напряженным, форсированным, прерывистым и характеризоваться слабой выраженностью голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту голоса). Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ: работа над вопросно-ответной формой речи; ответы на вопросы по картине; ответы на вопросы по тексту; составление вопросов к картине; составление вопросов к тексту.
Учитель – логопед Искава С.Г. | |
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |