Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

А.Е.Девятиярова,
учитель-логопед

ГОО« Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»,

e-mail:alena08121995@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Аннотация: Данная статья посвящена влиянию малых фольклорных жанров на развитие речи ребенка. Освещены основные жанры малого фольклора.

Ключевые слова: Малые фольклорные жанры, колыбельная песня, пестушка, прибаутка, сказка, скороговорка, перевыртыш, скороговорка, загадка.

Малые фольклорные жанры – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Это пестушки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички и др.

Неспроста, веками, из поколения в поколение, от взрослых к самым маленьким передаваясь произведения устного народного творчества. С самого рождения они являются защитным, воспитательно-развивающим средством для детей, занимая особую роль в формирования речи. С помощью малых фольклорных жанров передаётся мудрость народа, его духовное богатство и история, а также представления об окружающем мире и своем месте в нем. Благодаря колыбельным, потешкам, пестушкам, сказкам и др. малыш с рождения пополняет свой активный словарь, активизирует собственную речь, ему хочется подпеть, повторить простые звукокомплексы, он начинает воспринимать и повторять интонации. Также развивается общая и мелкая моторика, что благоприятно воздействует на ребенка в целом, формируется чувство ритма и музыкальный слух, ему хочется постучать, потопать под такт. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека нравственные понятия. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом[3].

Произведения народного творчества помогают речевому аппарату быть более подвижным и гибким, благодаря чему речь становится понятнее: снижаются количество перестановок слогов и звуков, их пропусков, проглатываний окончаний. Логопеды в своей работе также используют малые фольклорные жанры. Они способствуют запуску речи, полезны при автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для развития лексико-грамматического строя, связной речи, для улучшения дикции, просодических компонентов.

Далее кратко рассмотрим основные виды малых фольклорных жанров.

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, который передает нежность и любовь к ребенку. Корни колыбельных песен уходят в древность. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни - это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать детей дошкольного возраста. Широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах и явлениях, которые интересны и доступны ребенку, всё это расширяют пассивный  и активный словарь маленького человека. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует обучению детей понимать и образовывать разные по грамматической структуре слова ( кот - «котенька», «коток», «котик», «котя»). Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний[6]. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» - няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.

Например,

Большие ноги шли по дороге:

топ-топ-топ, топ-топ-топ. 

Маленькие ножки бежали по дорожке:

топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ [2].

Пестушки, главным образом, дают ребенку представления о частях собственного тела, об основных предметах, действиях и признаках. Простые слова и ритм позволяет малышу включаться в процесс, стараться повторить за мамой и слова, и движения. Позитивный настрой пестушек оказывает положительное влияние и подталкивает ребенка к активности в первые месяцы жизни. Пестушки могут сопровождать гигиенические процедуры, облегчая их.

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь? [2]

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка легка в запоминании и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. Действуя вместе со взрослым малыш подкрепляет мотивацию к говорению и движению, что благотворно влияет на развитие, и на речь. Мы помним, что речь развивается вслед за движением.

Сказка фольклорная - устный рассказ о вымышленных событиях в культуре разных народов. Данный жанр малого фольклора особенно ценится у дошкольных психологов, педагогов. Благодаря сказке, ребенок, во-первых, получает образцы правильного поведения (что нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям).

Во-вторых, получает информацию о правилах личной гигиены (что ручки, лицо нужно мыть, иначе «убежит одеяло»), о правилах жизни среди людей. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение

В-третьих, развивает слухоречевую память ( ребенок воспринимает, а потом по памяти рассказывает сказку).

В-четвертых, развивает связную логическую речь (способность рассуждать, сопоставлять, определять последовательность событий, выделять закономерности).

В- пятых, оказывает положительное влияние на воображение (родители и дети могут самостоятельно придумать сюжет, героев)

В-шестых, сказка учит анализу, благодаря разбору поступков героев сказок. Родители и дети могут вместе определить злой или хороший персонаж, совершил ли он хороший или плохой поступок. Можно ли так поступать в жизни. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно[7].

И, наконец, сказка может служить помощником для выполнения упражнений, в том числе речевых. Чтобы задания взрослых не были скучными, их можно обратить в игру. Стать героем сказки.

Перевертыши - чепуха, нелепость, комическая ситуация в стихах и фразах. Смешение реальных предметов, свойств и явлений (Лису кум укусил). Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться[5].

Нелепицы, чепуха, небывальщина - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки - ее сложная ритмика[1].

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе - трава,

На траве - дрова,

Не руби дрова, 

На траве двора[1].

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику[4].

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест[4]

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги[4].

Дело мастера боится[4].

Загадки.- это утверждения, вопросы или фразы, имеющие двойное или завуалированное значение, поставленные как задачи, которые нужно решить. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников [8].

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение пользоваться разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Значимость устного народного творчества – неоспорима. Малые фольклорные жанры дают прекрасные образцы, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Список использованной и рекомендуемой литературы

[1] Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010. –400с.

[2] Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

[3] Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.

[4] Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.

[5] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 238 с.

[6] Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н Народная педагогика и воспитание/ Авт.-сост.:. - Барнаул: БГПУ, 2006.–49с.

[7] Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки/ Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. - Издательство «Лабиринт», 2000.- 336 с.

[8] Федорова Г.Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –128 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (22.09.2022)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: