Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
« Что такое ОНР, пути преодоления такого дефекта»
Этот сложный речевой дефект у младших школьников является следствием позднего и неполноценного овладения устной речью. Когда первые предложения появляются у ребёнка к 3-4 годам, он просто не успевает за оставшееся до школы время овладеть речью в той степени, какая требуется для обучения. А так как речь и познавательные процессы неразрывно связаны, то у таких ребят обязательно появляются вторичные нарушения психологических предпосылок к обучению : внимания, памяти, мышления. Само название « общее недоразвитие речи» (ОНР) говорит о том, что страдают все стороны речи : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, связанная речь. Степень проявления тех или иных нарушений бывает разной, но трудности в учёбе встречаются у всех детей с ОНР. У таких детей звукопроизношение может быть грубо нарушено ( до 12-15 звуков), а может казаться нормальным (единичные замены звуков в трудных словах, общая нечёткость артикуляции). Дети с ОНР уже говорят фразами, свободно общаются в бытовых ситуациях. Только внимательно прислушавшись к их речи или проведя специальное обследование, можно заметить нарушение согласования слов, неправильные формы числа, падежа, ошибки в употреблении предлогов. Словарный запас, обычно в пределах обиходной бытовой лексики, кажется на первый взгляд неплохим, но стоит чуть выйти за рамки, попросив, например, назвать части тела, детали одежды или мебели, как обнаруживаем значительное недоразвитие словаря. Ребёнок с ОНР не может назвать локоть, колено, плечо, ресницы. Вместо этого он употребляет слова «рука», «нога», «волосы». Если показать такому ребёнку части стула – ножки, сидение, спинку – и попросить назвать, то в лучшем случае мы услышим «ноги», «палки», «седушки»,» чтобы сидеть», а то и вовсе не получим никакого ответа. Обычно затруднён подбор обобщающих слов ( фрукты, овощи, мебель, посуда, инструменты, животные); дети не знают детёнышей животных, названий времён года, дней недели, домашний адрес и многих вещей, названия которых не часто встречаются в быту, но, вместе с трем, хорошо известны ребёнку с нормальным речевым развитием ( снеговик, клумба, топор, кирпичи, замок, форточка, проволока, платье и т.д.). Часто слова употребляются в расширенном или суженном значении. Например, и реку, и ручей, и озеро ребёнок называет просто «вода», а босоножки, туфли, кроссовки – « туфли». Бедность словарного запаса приводит к тому, что на уроке такие дети не понимают половины слов, которые использует учитель при объяснении материала и которые содержатся в учебниках. По словам известного советского учёного, профессора А.В.Ястребовой, « у приходящих в школу детей с данным видом речевого дефекта происходит что-то вроде встречи со вторым языком». Речевое развитие учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи (ОНР) – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в других коррекционно-образовательных учреждениях. Вот поэтому работа над словом составляет органическую часть комплексного подхода к речевому развитию первоклассников с ОНР. Она ставит перед учителем-логопедом следующие задачи:
Над этими задачами работают и педагоги, и родители. Учитель-логопед проводит консультации, где рекомендует пособия, литературу, карточки с заданиями, игры, наглядно-дидактический материал для преодоления ОНР у ребят. Идёт поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников, обучающихся на логопедических пунктах при общеобразовательных школах. Но мы взрослые должны помнить: помочь ученику с диагнозом «ОНР» можно тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Например, если поступивший в школу первоклассник ( не имеющий органических поражений в коре головного мозга) начинает посещать логопедические занятия с первых недель обучения, то предотвратить неуспеваемость по русскому языку и чтению можно в 80 -85% случаев. При первичном обращении во втором классе справиться с уже возникшими нарушениями ( дисграфия и дислексия) и дать ученику возможность успешно усваивать учебный материал получается в 70% случаев. Если же впервые за помощью к учителю-логопеду обращаются в третьем классе, то эффективно помочь удаётся 60% детей, а в четвёртом классе – менее 40%. Причины, по которым учителю- логопеду значительно труднее помочь полностью преодолеть неуспеваемость школьникам вторых – четвёртых классов, заключается в следующем : если в первом классе логопед занимается , в основном, профилактической работой, развивая и исправляя нарушенные стороны речи ребёнка, то во втором –четвёртом классах приходится иметь дело с уже сформировавшимися нарушениями письменной речи. А эти серьёзные нарушения всегда легче предупреждать , чем устранять. Кроме того, вовремя не скорректированное недоразвитие речи приводит к значительным пробелам в знаниях по русскому языку. И часто не позволяет хорошо овладеть навыком чтения. И теперь, помимо коррекции речевого дефекта, надо устранять и пробелы в знаниях. Ребёнок же в это время знакомится с новыми учебными темами и тоже плохо усваивает их. В результате у детей формируется отрицательное отношение к школе, нарушается взаимопонимание с учителем, наблюдаются конфликты с родителями и одноклассниками. Получается такой «снежный ком», справиться с которым очень трудно. В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. Важно также эмоциональное развитие первоклассников с ОНР, формирование у них научного мировоззрения на основе интереса к родному слову, стремление познать окружающий мир. Выполнение задач коррекционно-развивающего обучения связано с воспитанием и таких качеств личности, как трудолюбие, любознательность, целеустремлённость Над этими задачами работают педагоги. Учитель-логопед проводит консультации, где рекомендует пособия, литературу, карточки с заданиями, игры, наглядно-дидактический материал для преодоления ОНР у ребят. Но ни только учитель-логопед и педагоги оказывают помощь ребенку в школе, но и родители обязаны тоже . Напрямую ваша помощь поможет вашему ребенку устранить проблемы в обучении (закрепление поставленных звуков дома, дифференциация их , автоматизация в речи, выполнение заданий в тетради для развития мелкой моторики и т.д.) Обращайтесь за консультациями, за рекомендациями к логопеду. Хочется видеть неравнодушных к судьбе ребёнка родителей, которые задумываются над причинами учебных трудностей своих детей ! Мельникова Г.В. учитель-логопед МБОУ «ЦППРиК» | |
Просмотров: 1706 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |