Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что нужно знать взрослым

Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты.

 

Ваш малыш скоро пойдет в школу, и Вы, дорогие родители, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И Вы задумываетесь, чем помочь малышу, как подготовить его к школе?

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для будущего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи - чтения и письма.

 

Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у Вашего малыша есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи - дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Необходимо заранее позаботиться о логопедической помощи такому ребенку. Для обогащения и активизации словаря  дома можно играть с ребенком в различные речевые игры: « Назови ласково», « Один - много», « Чего не стало?», « Какое слово не подходит?» и многие другие.

Обучать чтению ребенка следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн», Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно, нет преграды для его произношения. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: аааа...,уууу.... и т.д. При произношении гласных звуков рот открыт. Эта закономерность используется при обучении с ребенком темы « Деление слов на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя ладонь.

Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:

Я - а и йа

Ю - у и йу

Е - э и йэ

Е - о и йо.

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях: в начале слова (яблоко), после мягкого знака (обезьяна), после твердого знака (объявление), после гласной буквы (белая). В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лед, рюкзак...).

Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое - либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например, П - звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф - в образовании звука участвуют верхние зубы и верхняя губа. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м..., р-р-р...), но пропеть их нельзя.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно. При произнесении звонких согласных возникает вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, горлышко «дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет - значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).

Некоторые согласные звуки являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б-Бь, В-ВЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, Л-ЛЬ, С-СЬ, К-КЬ, М-МЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, З-ЗЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ. Согласные Ж, Ш, Ц - всегда твердые, согласные Й, Ч, Щ - всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.

В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение.  Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др.

Символы звуков используются в процессе звукового анализа слов. Выполнение звукового анализа и синтеза слов поможет ребенку в дальнейшем не «терять» и не переставлять согласные и гласные буквы при чтении и письме (например, .тол, с.ол, сто., ст.л вместо стол).

Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.

Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он познакомился со звуком: научился выделять звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.

Занимаясь с малышом, эти некоторые советы Вам, вдумчивым и любящим родителям, в последний перед школой год, помогут  подготовить ребенка  к обучению грамоте, развить зрительное и слуховое восприятие ребенка, речевой слух, развить возможности речевого анализа и синтеза.

 

Учитель-логопед Ковалева Т.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (23.12.2015)
Просмотров: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: