Главная » 2011 » Сентябрь » 21 » доклад о приемных семьях
09:15
доклад о приемных семьях

Опыт работы по реализации программы  «Школа приемных родителей»

(Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей)

  «Сейчас мне совершенно ясно, что семья – микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью… Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг». Вирджиния Сатир               Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретет в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.      Цели и задачи школы:  Цель  работы  школы - обучение кандидатов, желающих  принять на воспитание ребенка в свою семью, формирование умения оценить свои  ресурсы, принимать взвешенное решение об оформлении ребенка в семью, подготовить себя и членов своей семьи к  решению    проблем,  которые могут возникнуть после оформления ребенка. Задачи школы: - повысить уровень психолого-педагогической, юридической   грамотности           принимающих родителей; - информировать  кандидатов  в замещающие родители  о психофизических особенностях детей, воспитывающихся в учреждениях, и навыками использования этих знаний в процессе   семейного общения; - дать возможность каждому кандидату  в замещающие родители  получить консультацию по своим личностным особенностям, сильным и слабым сторонам  характера;  - обучить методам работы с негативными проявлениями в поведении приемных детей, конструктивным способам решения конфликтов;            С 2006 года на территории муниципального образования Гурьевский район  началась работа с приемными семьями при объединении усилий  Отдела опеки и попечительства при Управлении образования  района и специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогисеской  и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».      Сотрудничество заключалось в совместном проведении заседаний «Школы приемных родителей»,  родительских собраний и пошаговая работа  с кандидатами в приемные родители и  приемными семьями (1 шаг работа с созданными семьями по вопросам, возникающим в процессе воспитания детей, 2 шаг – проведение диагностики и предварительного знакомства с кандидатами в приемные родители). На сегодняшний день   правила проведения работы с кандидатами для  создания приемной  семьи    и    замещающими родителями  на всем протяжении проживания ребенка в приемной семье определяет положение о «Школе приемных родителей». Оно нормативно закреплено приказом управления образования по Гурьевскому району обновленный приказ от 26.05.2011 года № 265-1.          Школа создавалась с целью повышения  психолого-педагогической, юридической  грамотности   граждан, планирующих усыновить, взять под опеку (попечительство) ребенка, стать приемными родителями и уже воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной цели очень важно на каждом этапе  знакомства (диагностики кандидатов в приемные родители, и консультирования), установить  доверительные отношения, объяснить, что психологи не выполняют функцию контроля, чтобы в случае возникновения трудностей во взаимоотношениях не затягивали с обращением за помощью к психологу. Его основная задача предупредить возможные проблемы и помочь решить имеющиеся или возникающие в процессе существовании приемной семьи.     График, отражающий увеличение количества детей, воспитывающихся в приемных семьях.   В последние годы в нашем районе растёт число семей, желающих воспитывать приёмного ребёнка. В настоящее время в Гурьевском районе 87 приемных семей, в которых воспитывается 159 приемных детей. Наряду с ростом количества приемных семей, появились конфликтные ситуации в этих семьях, и даже случаи возврата детей. Определение причин возникновений конфликтных ситуаций и предупреждения их возникновения, снижение риска попадания детей в семьи, которые заведомо не справятся  с задачей воспитания приемных детей и если это происходит – организация работы с ребенком, направленной на снижение психотравмирующего эффекта. Всего это делает актуальным работу педагогов-психологов с родителями и детьми приемных семей. В нашем районе эти функции выполняют психологи ЦППРиК       Основные функции школы Приемных родителей:   1. Проведение рекламной кампании для привлечения потенциальных кандидатов в замещающие родители. 3. Проведение индивидуальных и групповых  занятий в  школе для приемных родителей. 4. Сопровождение замещающих семей до и после принятия ребенка в семью. 5. Подготовка заключения   о кандидате в приемные родители по  результатам  психологической диагностики   специалистами  школы     для органов опеки и   попечительства.           Структура взаимодействия при организации приемной семьи   - Администрация Гурьевского Муниципального района  (выдает постановление об открытии  и закрытии приемной семьи, а также передаче детей уже во вновь созданную приемную семью;) - Отдел опеки и попечительства при Управлении образования (координация работы по подготовке пакета документов на открытие приемной семьи, сопровождение и контроль за деятельностью приемной семьи); - Роспотребнадзор (подготовка заключения санитарно-эпидемиологической комиссии о санитарно-гигиеническом состоянии жилья); - МУЗ ЦРБ по Гурьевскому району (заключение о состоянии здоровья кандидатов в приемные родители) - УФМС по Гурьевскому району; - межмуниципальный отдел МВД России «Гурьевский» (справка об отсутствии судимости кандидатов приемные родители) - КДН   Администрации Гурьевского Муниципального района; - Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогисеской  и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;   В нашем районе с приемными семьями работают разные структуры, представленные на слайде. Каждая из них имеет свои функции, задачи, полномочия. Мы одно из звеньев этой цепочки, непосредственно связанные с отделом опеки и попечительства, и занимаемся диагностикой кандидатов в приемные родителей и психологическим сопровождением приемных семей.      Новый приказ о программе подготовки приемных родителей Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2011 г. Регистрационный N 21495                 Модель психолого-педагогического сопровождения приемных семей. Отражает механизм взаимодействия.     Тематика занятий с приемными родителями педагога-психолога 1.            Возрастные особенности детей. 2.            Особенности детей, длительное время воспитывающихся в детских домах. 3.            Причины социального сиротства, их влияние на формирование личности ребенка. 4.            Первые дни и месяцы в приемной семье. 5.            Подготовка ребенка к школе, с чего начать, к кому обратиться. 6.            Дети свои и приемные, построение отношений. 7.            Трудности подросткового возраста. 8.            Построение жизненных перспектив. 9.            Воспитание ответственности.   Раньше мы работали в соответствии  с планом работы Школы приемных родителей, теперь с этого учебного года планируем работать по программе подготовки приемных родителей, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2011 г. №1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание  в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».         Чаще всего в приемные семьи дети попадают из детских домов, реже из семей, лишенных родительских прав и приютов. Дети, направляемые в детские дома, в основном изымаются из семьи из-за жестокого обращения, пьянства и асоциального поведения родителей; они имеют опыт проживания на улице, подвергаются физическому и психическому насилию, склонны к девиантному поведению. Таким образом, они имеют большой негативный опыт. Вся наша деятельность основывается на индивидуальном подходе к  каждой семье и в каждому конкретному случае. Например, для ребенка дошкольного возраста могут  проводится индивидуальные занятия с педагогом-психологом по подготовки к школе, занятия с логопедом, наблюдение врача. Специалисты ЦППРиК проводят индивидуальные консультации и групповые занятия для приемных родителей по вопросам развития и воспитания детей. Работа с приемными семьями организованиа как в групповой (родительские собрания, совет приемных матерей, круглые столы, совещания) так и в индивидуальной форме, что является наиболее эффективным. Так как есть возможность подобрать комплекс мероприятий, необходимый для конкретной семь, ребенка. Для родителей с детьми дошкольного возраста проводятся обучающие занятия с использованием оборудования сенсорной комтаты, занятия по подготовке ребенка к школе. Для детей подросткового возраста используется БОС-оборудование для снятия психо-эмоционального напряжения, обучения приемам повышения стрессоустойчивости.. В работе с детьми при необходимости используют приемы арт-терапии, сказкотерапии. Для родителей разработаны  рекомендации «Правда и мифы о приемных семьях», «Первые дни в семье», «Как общаться с родственниками приемных детей», «Наиболее часто возникающие вопросы» др. Специалисты центра поддерживают связь с педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями, работающими в школах, где учатся приемные дети, при необходимости организуют индивидуальные занятия. Часто эти дети нуждаются просто в одобрении, поддержке, возможности посоветоваться.   % распредедение причин возврата детей В 50 %  негативное  влияние родственников, 25 % неспособность приемных родителей разрешить конфликты подросткового возраста, 25% проблемы поведения возникающих на фоне психического заболевания.               Практика нашей работы позволила выявить наиболее часто встречающиеся  проблемы при становлении приемной семьи. Это психологическая адаптация детей в семье и школе, конфликтные ситуации, в которых участвуют приемные родители, родные дети, учащиеся и учителя, поведенческие проблемы и трудности в обучении, сложности из-за общения с родственниками. Причины этого как субъективные, так и объективные, как правило это комплекс. Вовремя не решенные проблемы могут привести и приводят к случаям возврата детей. 1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять детей такими, какими они есть на самом деле. 2. Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам. 3. Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо. 4. Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и только потом брать приемного ребенка. 5. Общение детей со своими родственниками. Самая сложно решаемая проблема. (Пример с близнецами. Биологическое родители.)      Несмотря на все сложности работы с приемными семьями и  пониманием, что не все зависит от педагога-психолога, сопровождающего семьи, хочется сказать о важности и актуальности этой работы.        
Просмотров: 4412 | Добавил: cpprk | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: