Главная » 2011  Сентябрь  21 » доклад о приемных семьях
		
		
| 09:15 доклад о приемных семьях | |
| Опыт работы по реализации программы «Школа приемных родителей» (Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей) 
 
 
 
 «Сейчас мне совершенно ясно, что семья – микрокосмос всего мира.
 Чтобы понять его,
 достаточно познать семью…
 Неблагополучные семьи
 порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой. 
 Если мы приложим все
 усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее
 гуманистическое воспитание, 
 мы обеспечим себе
 более безопасный и человечный мир вокруг».
 Вирджиния Сатир
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 Традиционно главным
 институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
 приобретет в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья –
 это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
 важнейшую роль. Семья может выступать в качестве как положительного, так и
 отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый
 жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных
 ситуациях. 
  
 
 
 
 
  
  Цели и задачи школы:
  Цель  работы 
 школы - обучение кандидатов, желающих 
 принять на воспитание ребенка в свою семью, формирование умения
 оценить свои  ресурсы, принимать
 взвешенное решение об оформлении ребенка в семью, подготовить себя и членов
 своей семьи к  решению    проблем, 
 которые могут возникнуть после оформления ребенка.
 Задачи школы:
 - повысить уровень
 психолого-педагогической, юридической  
 грамотности          
 принимающих родителей;
 - информировать  кандидатов  в замещающие родители  о психофизических особенностях детей,
 воспитывающихся в учреждениях, и навыками использования этих знаний в
 процессе   семейного общения;
 - дать возможность каждому кандидату 
 в замещающие родители  получить
 консультацию по своим личностным особенностям, сильным и слабым сторонам  характера; 
 
 - обучить методам работы с негативными проявлениями в поведении
 приемных детей, конструктивным способам решения конфликтов;
  
  
 
 
        С 2006 года на территории
 муниципального образования Гурьевский район 
 началась работа с приемными семьями при объединении усилий  Отдела опеки и попечительства при
 Управлении образования  района и
 специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей,
 нуждающихся в психолого-педагогисеской 
 и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической
 реабилитации и коррекции».     
 Сотрудничество заключалось в совместном проведении заседаний «Школы
 приемных родителей»,  родительских
 собраний и пошаговая работа  с
 кандидатами в приемные родители и 
 приемными семьями (1 шаг работа с созданными семьями по вопросам,
 возникающим в процессе воспитания детей, 2 шаг – проведение диагностики и
 предварительного знакомства с кандидатами в приемные родители). На
 сегодняшний день   правила проведения
 работы с кандидатами для  создания приемной  семьи   
 и    замещающими родителями  на всем протяжении проживания ребенка в
 приемной семье определяет положение о «Школе приемных родителей». Оно
 нормативно закреплено приказом управления образования по Гурьевскому району
 обновленный приказ от 26.05.2011 года № 265-1. 
          Школа создавалась с целью
 повышения  психолого-педагогической,
 юридической  грамотности   граждан, планирующих усыновить, взять под
 опеку (попечительство) ребенка, стать приемными родителями и уже
 воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 Для достижения
 поставленной цели очень важно на каждом этапе 
 знакомства (диагностики кандидатов в приемные родители, и
 консультирования), установить 
 доверительные отношения, объяснить, что психологи не выполняют функцию
 контроля, чтобы в случае возникновения трудностей во взаимоотношениях не
 затягивали с обращением за помощью к психологу. Его основная задача
 предупредить возможные проблемы и помочь решить имеющиеся или возникающие в
 процессе существовании приемной семьи.
  
 
 
 
 
  
 График, отражающий увеличение количества детей, воспитывающихся в
 приемных семьях.
  
 
 
 В
 последние годы в нашем районе растёт число семей, желающих воспитывать
 приёмного ребёнка. В настоящее время в Гурьевском районе 87 приемных семей, в
 которых воспитывается 159 приемных детей. Наряду с ростом количества приемных
 семей, появились конфликтные ситуации в этих семьях, и даже случаи возврата
 детей. Определение причин возникновений конфликтных ситуаций и предупреждения
 их возникновения, снижение риска попадания детей в семьи, которые заведомо не
 справятся  с задачей воспитания
 приемных детей и если это происходит – организация работы с ребенком,
 направленной на снижение психотравмирующего эффекта. Всего это делает
 актуальным работу педагогов-психологов с родителями и детьми приемных семей.
 В нашем районе эти функции выполняют психологи ЦППРиК 
  
 
 
 
 
  
  
 Основные функции
 школы Приемных родителей:
  
 1. Проведение рекламной кампании для привлечения потенциальных
 кандидатов в замещающие родители.
 3. Проведение индивидуальных и групповых  занятий в 
 школе для приемных родителей.
 4. Сопровождение замещающих семей до и после принятия ребенка в семью.
 5. Подготовка заключения   о
 кандидате в приемные родители по 
 результатам  психологической
 диагностики   специалистами  школы    
 для органов опеки и  
 попечительства.
  
  
 
 
  
 
 
 
 
  
  
 Структура
 взаимодействия при организации
 приемной семьи
  
 - Администрация Гурьевского Муниципального района
  (выдает постановление об
 открытии  и закрытии приемной семьи, а
 также передаче детей уже во вновь созданную приемную семью;)
 - Отдел опеки и попечительства при Управлении образования (координация
 работы по подготовке пакета документов на открытие приемной семьи,
 сопровождение и контроль за деятельностью приемной семьи);
 - Роспотребнадзор (подготовка заключения санитарно-эпидемиологической
 комиссии о санитарно-гигиеническом состоянии жилья);
 - МУЗ ЦРБ по Гурьевскому району (заключение о состоянии здоровья
 кандидатов в приемные родители)
 - УФМС по Гурьевскому району; 
 - межмуниципальный отдел МВД России «Гурьевский» (справка об отсутствии
 судимости кандидатов приемные родители)
 - КДН   Администрации Гурьевского
 Муниципального района; 
 - Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
 психолого-педагогисеской  и
 медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и
 коррекции»;
  
 
 
 В
 нашем районе с приемными семьями работают разные структуры, представленные на
 слайде. Каждая из них имеет свои функции, задачи, полномочия. 
 Мы
 одно из звеньев этой цепочки, непосредственно связанные с отделом опеки и
 попечительства, и занимаемся диагностикой кандидатов в приемные родителей и
 психологическим сопровождением приемных семей. 
  
 
 
 
 
  
  Новый приказ о
 программе подготовки приемных родителей
 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27
 июля 2011 г.
 Регистрационный N 21495
  
    
  
  
  
  
  
  Модель
 психолого-педагогического сопровождения приемных семей. Отражает механизм
 взаимодействия. 
  
  
 Тематика занятий с приемными родителями педагога-психолога
 1.           
 Возрастные особенности детей.
 2.           
 Особенности детей, длительное время
 воспитывающихся в детских домах.
 3.           
 Причины социального сиротства, их
 влияние на формирование личности ребенка.
 4.           
 Первые дни и месяцы в приемной
 семье.
 5.           
 Подготовка ребенка к школе, с чего
 начать, к кому обратиться.
 6.           
 Дети свои и приемные, построение
 отношений.
 7.           
 Трудности подросткового возраста.
 8.           
 Построение жизненных перспектив.
 9.           
 Воспитание ответственности.
  
 
 
 Раньше мы работали в соответствии  с планом работы Школы приемных родителей,
 теперь с этого учебного года планируем работать по программе подготовки
 приемных родителей, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ
 от 23 мая 2011 г.
 №1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших
 желание стать опекунами или попечителями
 несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения
 родителей, в семью на воспитание  в
 иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
  
  
  
  
 Чаще
 всего в приемные семьи дети попадают из детских домов, реже из семей,
 лишенных родительских прав и приютов.
 Дети,
 направляемые в детские дома, в основном изымаются из семьи из-за жестокого
 обращения, пьянства и асоциального поведения родителей; они имеют опыт
 проживания на улице, подвергаются физическому и психическому насилию, склонны
 к девиантному поведению. Таким образом, они имеют большой негативный опыт.
 Вся
 наша деятельность основывается на индивидуальном подходе к  каждой семье и в каждому конкретному
 случае. Например, для ребенка дошкольного возраста могут  проводится индивидуальные занятия с
 педагогом-психологом по подготовки к школе, занятия с логопедом, наблюдение
 врача. 
 Специалисты
 ЦППРиК проводят индивидуальные консультации и групповые занятия для приемных
 родителей по вопросам развития и воспитания детей. Работа с приемными семьями
 организованиа как в групповой (родительские собрания, совет приемных матерей,
 круглые столы, совещания) так и в индивидуальной форме, что является наиболее
 эффективным. Так как есть возможность подобрать комплекс мероприятий,
 необходимый для конкретной семь, ребенка. Для родителей с детьми дошкольного
 возраста проводятся обучающие занятия с использованием оборудования сенсорной
 комтаты, занятия по подготовке ребенка к школе. Для детей подросткового
 возраста используется БОС-оборудование для снятия психо-эмоционального
 напряжения, обучения приемам повышения стрессоустойчивости.. В работе с
 детьми при необходимости используют приемы арт-терапии, сказкотерапии. Для
 родителей разработаны  рекомендации «Правда
 и мифы о приемных семьях», «Первые дни в семье», «Как общаться с
 родственниками приемных детей», «Наиболее часто возникающие вопросы» др.
 Специалисты
 центра поддерживают связь с педагогами-психологами, социальными педагогами,
 классными руководителями, работающими в школах, где учатся приемные дети, при
 необходимости организуют индивидуальные занятия. Часто эти дети нуждаются
 просто в одобрении, поддержке, возможности посоветоваться. 
  
 
 
 
 
 % распредедение причин возврата
 детей
 В 50 %  негативное 
 влияние родственников, 25 % неспособность приемных родителей разрешить
 конфликты подросткового возраста, 25% проблемы поведения возникающих на фоне
 психического заболевания.  
  
 
 
            Практика нашей работы позволила
 выявить наиболее часто встречающиеся 
 проблемы при становлении приемной семьи.
 Это психологическая
 адаптация детей в семье и школе, конфликтные ситуации, в которых участвуют
 приемные родители, родные дети, учащиеся и учителя, поведенческие проблемы и
 трудности в обучении, сложности из-за общения с родственниками. Причины этого
 как субъективные, так и объективные, как правило это комплекс. Вовремя не
 решенные проблемы могут привести и приводят к случаям возврата детей.
 1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять
 детей такими, какими они есть на самом деле.
 2. Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные
 требования к детям, которые им выполнить не по силам.
 3. Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с
 приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо.
 4. Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и
 только потом брать приемного ребенка.
 5.
 Общение детей со своими родственниками. Самая сложно решаемая проблема.
 (Пример с близнецами. Биологическое родители.)  
  
 
 
 
 
  
 
 
 Несмотря на все
 сложности работы с приемными семьями и 
 пониманием, что не все зависит от педагога-психолога, сопровождающего
 семьи, хочется сказать о важности и актуальности этой работы.
 
 
 
 
 
  | |
|  | |
| Всего комментариев: 0 | |
