Главная » 2011 Сентябрь 21 » доклад о приемных семьях
09:15 доклад о приемных семьях | |
Опыт работы по реализации программы «Школа приемных родителей» (Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей)
«Сейчас мне совершенно ясно, что семья – микрокосмос всего мира.
Чтобы понять его,
достаточно познать семью…
Неблагополучные семьи
порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой.
Если мы приложим все
усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее
гуманистическое воспитание,
мы обеспечим себе
более безопасный и человечный мир вокруг».
Вирджиния Сатир
Традиционно главным
институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретет в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья –
это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных
ситуациях.
Цели и задачи школы:
Цель работы
школы - обучение кандидатов, желающих
принять на воспитание ребенка в свою семью, формирование умения
оценить свои ресурсы, принимать
взвешенное решение об оформлении ребенка в семью, подготовить себя и членов
своей семьи к решению проблем,
которые могут возникнуть после оформления ребенка.
Задачи школы:
- повысить уровень
психолого-педагогической, юридической
грамотности
принимающих родителей;
- информировать кандидатов в замещающие родители о психофизических особенностях детей,
воспитывающихся в учреждениях, и навыками использования этих знаний в
процессе семейного общения;
- дать возможность каждому кандидату
в замещающие родители получить
консультацию по своим личностным особенностям, сильным и слабым сторонам характера;
- обучить методам работы с негативными проявлениями в поведении
приемных детей, конструктивным способам решения конфликтов;
С 2006 года на территории
муниципального образования Гурьевский район
началась работа с приемными семьями при объединении усилий Отдела опеки и попечительства при
Управлении образования района и
специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогисеской
и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции».
Сотрудничество заключалось в совместном проведении заседаний «Школы
приемных родителей», родительских
собраний и пошаговая работа с
кандидатами в приемные родители и
приемными семьями (1 шаг работа с созданными семьями по вопросам,
возникающим в процессе воспитания детей, 2 шаг – проведение диагностики и
предварительного знакомства с кандидатами в приемные родители). На
сегодняшний день правила проведения
работы с кандидатами для создания приемной семьи
и замещающими родителями на всем протяжении проживания ребенка в
приемной семье определяет положение о «Школе приемных родителей». Оно
нормативно закреплено приказом управления образования по Гурьевскому району
обновленный приказ от 26.05.2011 года № 265-1.
Школа создавалась с целью
повышения психолого-педагогической,
юридической грамотности граждан, планирующих усыновить, взять под
опеку (попечительство) ребенка, стать приемными родителями и уже
воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения
поставленной цели очень важно на каждом этапе
знакомства (диагностики кандидатов в приемные родители, и
консультирования), установить
доверительные отношения, объяснить, что психологи не выполняют функцию
контроля, чтобы в случае возникновения трудностей во взаимоотношениях не
затягивали с обращением за помощью к психологу. Его основная задача
предупредить возможные проблемы и помочь решить имеющиеся или возникающие в
процессе существовании приемной семьи.
График, отражающий увеличение количества детей, воспитывающихся в
приемных семьях.
В
последние годы в нашем районе растёт число семей, желающих воспитывать
приёмного ребёнка. В настоящее время в Гурьевском районе 87 приемных семей, в
которых воспитывается 159 приемных детей. Наряду с ростом количества приемных
семей, появились конфликтные ситуации в этих семьях, и даже случаи возврата
детей. Определение причин возникновений конфликтных ситуаций и предупреждения
их возникновения, снижение риска попадания детей в семьи, которые заведомо не
справятся с задачей воспитания
приемных детей и если это происходит – организация работы с ребенком,
направленной на снижение психотравмирующего эффекта. Всего это делает
актуальным работу педагогов-психологов с родителями и детьми приемных семей.
В нашем районе эти функции выполняют психологи ЦППРиК
Основные функции
школы Приемных родителей:
1. Проведение рекламной кампании для привлечения потенциальных
кандидатов в замещающие родители.
3. Проведение индивидуальных и групповых занятий в
школе для приемных родителей.
4. Сопровождение замещающих семей до и после принятия ребенка в семью.
5. Подготовка заключения о
кандидате в приемные родители по
результатам психологической
диагностики специалистами школы
для органов опеки и
попечительства.
Структура
взаимодействия при организации
приемной семьи
- Администрация Гурьевского Муниципального района
(выдает постановление об
открытии и закрытии приемной семьи, а
также передаче детей уже во вновь созданную приемную семью;)
- Отдел опеки и попечительства при Управлении образования (координация
работы по подготовке пакета документов на открытие приемной семьи,
сопровождение и контроль за деятельностью приемной семьи);
- Роспотребнадзор (подготовка заключения санитарно-эпидемиологической
комиссии о санитарно-гигиеническом состоянии жилья);
- МУЗ ЦРБ по Гурьевскому району (заключение о состоянии здоровья
кандидатов в приемные родители)
- УФМС по Гурьевскому району;
- межмуниципальный отдел МВД России «Гурьевский» (справка об отсутствии
судимости кандидатов приемные родители)
- КДН Администрации Гурьевского
Муниципального района;
- Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого-педагогисеской и
медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и
коррекции»;
В
нашем районе с приемными семьями работают разные структуры, представленные на
слайде. Каждая из них имеет свои функции, задачи, полномочия.
Мы
одно из звеньев этой цепочки, непосредственно связанные с отделом опеки и
попечительства, и занимаемся диагностикой кандидатов в приемные родителей и
психологическим сопровождением приемных семей.
Новый приказ о
программе подготовки приемных родителей
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27
июля 2011 г.
Регистрационный N 21495
Модель
психолого-педагогического сопровождения приемных семей. Отражает механизм
взаимодействия.
Тематика занятий с приемными родителями педагога-психолога
1.
Возрастные особенности детей.
2.
Особенности детей, длительное время
воспитывающихся в детских домах.
3.
Причины социального сиротства, их
влияние на формирование личности ребенка.
4.
Первые дни и месяцы в приемной
семье.
5.
Подготовка ребенка к школе, с чего
начать, к кому обратиться.
6.
Дети свои и приемные, построение
отношений.
7.
Трудности подросткового возраста.
8.
Построение жизненных перспектив.
9.
Воспитание ответственности.
Раньше мы работали в соответствии с планом работы Школы приемных родителей,
теперь с этого учебного года планируем работать по программе подготовки
приемных родителей, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ
от 23 мая 2011 г.
№1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших
желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в
иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
Чаще
всего в приемные семьи дети попадают из детских домов, реже из семей,
лишенных родительских прав и приютов.
Дети,
направляемые в детские дома, в основном изымаются из семьи из-за жестокого
обращения, пьянства и асоциального поведения родителей; они имеют опыт
проживания на улице, подвергаются физическому и психическому насилию, склонны
к девиантному поведению. Таким образом, они имеют большой негативный опыт.
Вся
наша деятельность основывается на индивидуальном подходе к каждой семье и в каждому конкретному
случае. Например, для ребенка дошкольного возраста могут проводится индивидуальные занятия с
педагогом-психологом по подготовки к школе, занятия с логопедом, наблюдение
врача.
Специалисты
ЦППРиК проводят индивидуальные консультации и групповые занятия для приемных
родителей по вопросам развития и воспитания детей. Работа с приемными семьями
организованиа как в групповой (родительские собрания, совет приемных матерей,
круглые столы, совещания) так и в индивидуальной форме, что является наиболее
эффективным. Так как есть возможность подобрать комплекс мероприятий,
необходимый для конкретной семь, ребенка. Для родителей с детьми дошкольного
возраста проводятся обучающие занятия с использованием оборудования сенсорной
комтаты, занятия по подготовке ребенка к школе. Для детей подросткового
возраста используется БОС-оборудование для снятия психо-эмоционального
напряжения, обучения приемам повышения стрессоустойчивости.. В работе с
детьми при необходимости используют приемы арт-терапии, сказкотерапии. Для
родителей разработаны рекомендации «Правда
и мифы о приемных семьях», «Первые дни в семье», «Как общаться с
родственниками приемных детей», «Наиболее часто возникающие вопросы» др.
Специалисты
центра поддерживают связь с педагогами-психологами, социальными педагогами,
классными руководителями, работающими в школах, где учатся приемные дети, при
необходимости организуют индивидуальные занятия. Часто эти дети нуждаются
просто в одобрении, поддержке, возможности посоветоваться.
% распредедение причин возврата
детей
В 50 % негативное
влияние родственников, 25 % неспособность приемных родителей разрешить
конфликты подросткового возраста, 25% проблемы поведения возникающих на фоне
психического заболевания.
Практика нашей работы позволила
выявить наиболее часто встречающиеся
проблемы при становлении приемной семьи.
Это психологическая
адаптация детей в семье и школе, конфликтные ситуации, в которых участвуют
приемные родители, родные дети, учащиеся и учителя, поведенческие проблемы и
трудности в обучении, сложности из-за общения с родственниками. Причины этого
как субъективные, так и объективные, как правило это комплекс. Вовремя не
решенные проблемы могут привести и приводят к случаям возврата детей.
1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять
детей такими, какими они есть на самом деле.
2. Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные
требования к детям, которые им выполнить не по силам.
3. Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с
приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо.
4. Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и
только потом брать приемного ребенка.
5.
Общение детей со своими родственниками. Самая сложно решаемая проблема.
(Пример с близнецами. Биологическое родители.)
Несмотря на все
сложности работы с приемными семьями и
пониманием, что не все зависит от педагога-психолога, сопровождающего
семьи, хочется сказать о важности и актуальности этой работы.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |