Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учимся переводить агрессию в позитив

Учимся переводить агрессию в позитив

 

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.

Часто взрослые не обращают внимания на некоторые негативные действия детей или воспринимают их как само собой разумеющееся  поведение. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением, необходимо понимать каковы причины её проявления.

Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, вспыльчивость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы. На формирование мотивов агрессивного поведения влияют и возрастные особенности.

Дошкольник, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным. Этим они удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Навыки общения в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы. Поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессии. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись, - бей всех подряд». Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры.

В младшем школьном возрасте дети всё чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Как правило, исчезает чувство страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Если ребёнок не выделяется среди сверстников, например, умением петь или рисовать агрессия может стать способом привлечения внимания окружающих. В таком случае действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребёнка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах.

Конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Помните о том, что ребенок копирует ваше поведение. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте собой и ситуацией.

 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, дети должны знать о вашем состоянии.  Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Дела на работе вывели меня из себя. Через минуту я успокоюсь, сейчас не трогайте меня». В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (выпейте чаю, просто расслабьтесь, лежа на диване).

Агрессию дети иногда проявляют лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтах ситуациях. Особо следует отметить, что для целого ряда детей примером для подражания  могут быть герои художественных и мультипликационных фильмов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.

Необходимо научить ребёнка выражать свой гнев. Существуют различные способы его выплёскивания: громко спеть любимую песню, попрыгать на скакалке, сильно потопать ногами. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Например, когда у ребёнка возникает желание кого-то стукнуть, что-то крикнуть, можно предложить ребёнку обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного человека.  

Особое место занимает подростковая агрессивность. У подростка появляются различные переживания: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам. Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Очень важно, чтобы в этот период родители  стали  добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета.

Какими бы ни были причины, обусловливающие появление агрессивного поведения, взрослые должны помнить о том, что агрессивный ребёнок больше всего нуждается в понимании, ласке, помощи и поддержке.

 

Социальный педагог Е.С. Климова

 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (14.04.2015)
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: