Убережём детей от бродяжничества - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Убережём детей от бродяжничества

Убережём детей от бродяжничества

Есть такое понятие - дромомания. Оно происходит от греческих слов «дро-мос» - дорога, путь и «мания» - страстное влечение. Страсть к дороге, или, говоря проще, к бродяжничеству. Явление далеко не новое, но в последнее время получившее довольно широкое распространение среди наших подро­стков.

В чем причина?

Почему они убегают из дома?

По мнению психиатров, страсть к бро­дяжничеству развивается в сочетании с другими нарушениями - последстви­ями ушибов головы, сотрясений и вос­палительных заболеваний мозга. Под­вержены ей дети инфантильные, бе­зудержные фантазеры, любители при­ключений. Им хочется как можно боль­ше узнать, увидеть, почувствовать, вку­сить. Казалось бы, само по себе это приобретение опыта и знаний ничего плохого в себе не несет. Но это не так. Незрелого человека подстерегает мас­са опасностей: оказаться в одной ком­пании с пьяницами, преступниками, начать воровать, курить, пить, сквер­нословить, хулиганить.

Несравненно чаще обнаруживаются дети, у которых ведущим механизмом бродяжничества являются реакции против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со сто­роны старших или сверстников. Зак­репившись, реакции протеста могут часто повторяться уже в ответ на не­значительные замечания, укоры, тре­бования. Настроение таких детей ме­няется: становится хмурым, недобро­желательным, капризным. У некото­рых из таких детей и подростков раз­виваются чрезмерная подозритель­ность, обостренное восприятие лю­бой несправедливости, стремление везде видеть и фиксировать лишь плохое отношение к себе, всеобщую несправедливость. Под влиянием длительных психотравмирующих ситуации и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых несправедливостей, у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Как утверждают пси­хиатры и психологи, таким детям не всегда удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе. В таких случаях «трудное» поведе­ние еще больше усиливается, появляются агрессивность, конфликтность. Наступает глобальное изменение личности челове­ка, во многих случаях уже необратимое.

Нередко в побегах подростков повинны и учителя: их поведение является либо при­чиной, либо, что чаще, поводом к бродяж­ничеству. Рано или поздно, но большин­ство беглецов обнаруживает милиция, их приводят домой или в социальные цент­ры, заставляют посещать школу, но далеко не всегда удается перестроить психику под­ростков, которых неудержимо влечет на улицу, в свободную жизнь, лишенную вся­ких социальных ограничений.

Склонность к бродяжничеству имеет, как было уже сказано, разное происхождение, различную динамику и требует неодина­ковой помощи. Но какова бы ни была при­чина этих нарушений, большая роль в про­филактике этих явлений и излечении уже имеющихся расстройств принадлежит со­циальному окружению.

Советы родителям

1. Папам и мамам необходимо знать о дру­зьях, знакомых ребенка, чем они занима­ются в свободное время, социальный ста­тус их родителей.

2. Постарайтесь ежедневно вести беседы со своим ребенком о том, как у него прошел день, чем он занимался, какое у него на­строение, самочувствие.

3. Внимательнее относитесь к здоровью ре­бенка, замечайте внешние проявления и изменения в настроении или поведении.

4. Ребенок должен иметь по дому или по от­ношению к близким (сестрам, бабушкам, дедушкам) поручения или обязанности.

5. Постарайтесь, чтобы свободное время ва­шего ребенка было занято посещением сек­ций, факультативов, кружков. Вам необхо­димо знать или мотивировать его на цель, мечту, желание.

6. Проводите активно всей семьей выходные (посещение спектаклей, цирков, кинотеат­ров, занятия спортом, и т.д.).

7. Регулярно посещайте школу, беседуйте с классным руководителем или учителями об успехах (или неудачах) вашего ребенка в обучении, о его общении с одноклассни­ками.

8. В случае «трудного общения» или побега ребенка из дома необходимо не только обратиться в милицию, но и посетить школьного психолога, психотерапевта в поликлинике, обратиться на кафедру дет­ской или подростковой психоневрологии, в любой Центр оказания помощи семье, в психолого-медико-педагогическую комис­сию или отдел образования.

Советы администрации школы

1. На одном из общих родительских собра­ний расскажите о причинах и механизмах бродяжничества у детей.

2. Поместите в школе (в уголках для родите­лей) информационные листки с адресами и телефонами организаций, способных оказать первичную помощь.

3. Доведите информацию о причинах, меха­низмах бродяжничества до классных руко­водителей и социальных педагогов. Со­ставьте алгоритм профилактических ме­роприятий по данной проблеме, особенно по работе с «трудными» детьми.

4. По возможности организуйте мероприятия воспитательного характера, где могли бы участвовать «трудные» дети, а также сек-

ции, кружки, факультативы, выездные эк­скурсии.

5. По возможности проводите совещания (один раз в три месяца) по данной пробле­ме с участием классных руководителей, психолога, социального педагога, работни­ка милиции, представителей обществен­ных организаций и т.д.

6. Систематически ведите документацию по этой программе.

Советы классным руководителям

1. По возможности активно ведите работу с семьей учащегося, склонного к бродяжни­честву.

2. Направляйте родителей таких детей на консультацию к узким специалистам: школьным и медицинским психологам, к психоневрологам в поликлинику или в центры социальной службы.

3. Будьте неравнодушны, внимательны. Заме­чайте изменения в поведении, длительное плохое настроение ребенка, резкое ухуд­шение в учебе или отсутствие учебной мо­тивации, отсутствие интереса к школьной жизни, постоянную тревогу в глазах.

4. Старайтесь привлечь «трудных» детей к внеклассным мероприятиям, давайте им поручения, требующие понимания и ответ­ственности.

5. Чем раньше будет выявлена и предупреж­дена дромомания, тем легче будет ребен­ку избавиться от этого опасного влечения. И здесь особенно важны совместные уси­лия семьи и школы.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (16.05.2013)
Просмотров: 979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: