Почему возникают школьные проблемы у первоклашек ? - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Почему возникают школьные проблемы у первоклашек ?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым, веселым, счастливым.

              Это до поступления в школу. А когда дети переступают школьный порог – то хотят видеть еще и успешными учениками. Школа – серьезное испытание для детей. И важно быть готовыми к нему. Но…

С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Даже самые незначительные нарушения в речевом развитии способны вызвать трудности в процессе школьного обучения, а точнее – в обучении грамоте, формировании письма и чтения. Проблемы в учебе приводят к состоянию психологического дискомфорта, снижению познавательной активности учащихся, возникновению негативного отношения к школе, учебе. Дети просто не хотят ходить в школу.

Серьёзным  препятствием на начальных этапах  овладения младшими  школьниками письмом и чтением ( которые чаще называются  «дисграфия» и ««дислексия»  ), а на более поздних этапах – в усвоении   ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов  являются речевые нарушения  обучающихся. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.

Среди причин, вызывающих дисграфией и дислексией нарушения письменной речи, выделяются: задержки в формировании функциональных систем, обусловленные вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью, нарушения устной речи органического генеза, трудности становления функциональной асимметрии полушарий, задержки в осознании схемы тела, нарушения восприятия пространства и времени.

К сожалению, исследования ученых констатируют увеличение распространенности нарушений письменной речи. Так, по данным 1997г. трудности в овладении письменной речью наблюдались у 4,8 % учащихся 7–8-летнего возраста,  в 2000 году дисграфические ошибки имели место у 15 % – 30 % учащихся общеобразовательных школ. А вот данные 2010 года- у обучающиеся  2-4 классов имеет место 60 -80% дисграфических ошибок.  Эти  данные по обследованию обучающихся  городов Москвы и Санкт-Петербурга.

По данным наших ученых России, у 85% детей с нарушениями письменной речи в анамнезе у матерей наблюдаются токсикозы беременности, угрозы выкидыша, гипоксия плода,  резус-конфликт, осложненные роды, различные инфекции и интоксикации. Указанные факторы приводят к органическим повреждениям корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванию созревания этих систем мозга, нарушению их функционирования. Определенное место отводится при нарушениях письма и чтения наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предполагающий к  возникновению этих нарушений.

Функциональные и социальные факторы, ведущие к нарушениям письма и чтения, могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными условиями воспитания (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка). Все это приводит к задержке формирования высших психических функций, необходимых для овладения письменной речью.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в настоящее время в Гурьевском районе у обучающихся начальных классов количество детей имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет.  Процентное соотношение колеблется от 40 -60% ( и более!) в зависимости сколько  неорганизованных детей ( т.е. не посещающих дошкольные учреждения) пришло в  первый класс. Эти  дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых, дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте, но если есть нарушения и ребенок вовремя не получил специализированной помощи возникают проблемы с освоением русского языка.      

Для поступления  в школу ребенок должен  овладеть  следующими  навыками  устной речи:

▲ Правильно артикулировать   все звуки речи в различных  фонетических позициях и формах ;                              

      ▲  Четко дифференцировать все изученные звуки;

 

     ▲ Овладеть звуковым анализом и синтезом в доступной возрасту форме ;

     

     ▲ Называть последовательность слов в предложении, слогов  и звуков в словах ;

 

      ▲ Находить в предложении слова с заданным звуком .Определять место звука в слове;

      

      ▲ Различать понятия « звук», « слог», « предложение» ;

 

       ▲ Овладеть интонационными средствами выразительности речи  при  пересказах текстов, чтении стихов, драматизации сказок.

 

Ваша задача, уважаемые родители,  помочь будущему школьнику на начальном этапе  школьного обучения   сформировать и развить способности   фонематического восприятия, фонематических  представлений, фонематического, слогового, звуко-буквенного, языкового  анализа и  синтеза, средствами   уточнения, расширения и систематизации   словарного запаса,  развитие  функций   словообразования и словоизменения.

Великий педагог  К.Д.Ушинский  писал: «  Родное слово – есть основа всякого  умственного  развития и сокровищница  всех знаний.»

 

В настоящее время  в продаже имеется большое количество   познавательной , развивающей литературы, пособий  для родителей   по подготовке детей к школьному обучению. Родителям  нужно набраться терпения и  регулярно, ежедневно  заниматься с ребёнком.   Занимайтесь с  малышом  утром или сразу после  дневного   сна по 15-20 минут в день.  При этом следите не за временем , а за состоянием  ребёнка и результативностью занятий.  Помните:  лучше проделать одно упражнение  несколько раз, но добиться  результата, чем «пробежаться»  по нескольким  упражнениям и остаться  на прежнем уровне.   Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы.  Не забывайте улыбаться и хвалить  малыша за любое, даже     самое маленькое  достижение.

Но если  у Вас что-то  не получается  или Вы   видите, что проблема очень серьёзна, обратитесь за помощью  к  специалистам : психологу, детскому неврологу,  учителю-логопеду, которые окажут вам квалифицированную помощь по устранению того или  иного дефекта.  

Помните о том, что  Вы родители  обязаны вникать в проблемы детей. Участие семьи в речевом развитии очень  значима.  Наилучшие результаты  получаются там, где  родители не безразличны к  речевым проблемам своего  ребёнка.

 

Учитель-логопед МБОУ «ЦППРиК»  Ковалева Т.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (25.12.2014)
Просмотров: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: