Коррекционная работа с заикающимися детьми. - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекционная работа с заикающимися детьми.

Коррекционная работа с заикающимися детьми.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений. Возникая в период развития речи (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому чем раньше начата коррекционная работа, охватывающая все компоненты речевой системы, тем выше ее эффективность.

Сопровождение заикающегося ребенка осуществляют: невролог, логопед, психолог, педагог и родители. На начальном этапе вводится ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.
         Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот период организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограждением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организацией режима дня и т. п. Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Постепенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.
          Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ. Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом.

Родителям необходимо создать благоприятную спокойную обстановку в семье, избегать стрессовых ситуаций, способных вызвать нервный срыв у ребенка. Осуществлять меры по укреплению физического здоровья: проветривание помещения; закаливать организм ребенка; посещать бассейн (вода укрепляет нервную систему, а плавание способствует развитию мелкой моторики). Выполнять режим дня. Исключить чтение книг и просмотр телепрограмм, негативно влияющих на нервную систему. Терпеливо относиться к дефекту речи ребенка. Поощрять его речевую активность. Следить за своей речью (говорить медленно, спокойно, плавно, четко). Организовать подвижные игры ребенка, чтобы не допускать хаотичных движений, которые могут привести к перевозбуждению. Не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как любое физическое и умственное перенапряжение может усилить заикание. Необходимо проводить аутотренинг с заикающимися детьми. Это лучше делать перед сном или рано утром в постели. Он расслаблен, спокоен ему легко говорить. Вселять в ребенка уверенность, что у него все получится, поддерживать его.                     Параллельно ведется работа по формированию диафрагмального дыхания. Речевое дыхание должно быть глубоким, то  есть осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы (у заикающихся оно поверхностное). Глубина является важнейшим качеством речевого дыхания. Обучаем ребенка спокойно, ровно дышать, вырабатываем умение направлять воздушную струю и умение распределять дыхание. Также важно сочетать дыхание с двигательными упражнениями для формирования темпа, ритма и плавности речи.

Во время занятий нужно следить за тем: чтобы ребенок не начинал говорить, не сделав вдоха; чтобы всегда говорил только на выдохе; чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот; чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох - длительным и плавным; чтобы плечи во время дыхания были неподвижны; чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе; чтобы сделав вдох ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхание; чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2-3 секунды; чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

         Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения. Работа психолога заключается в том, чтобы снять повышенную тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку, обучить методам расслабления, саморегуляции, самоконтроля, обучить коммуникативным навыкам, развить общую и мелкую моторику.

         Задача логопеда настроить детей на деловой бодрый лад, переориентировать отношение ребенка к своему дефекту. Найти ситуации, когда ребенок говорит без запинок, акцентировать внимание ребенка на том, что он может говорить свободно и внушить мысль о выздоровлении, возможности говорить плавно в любой ситуации и в дальнейшем выработать положительные условные рефлексы и отработать их в коллективной психотерапии.

         При заикании происходит судорожное сокращение мышц их длительность и локализация различны. Судороги могут возникать в голосовом аппарате (смыкательная голосовая судорога, вокальная судорога, дрожащий или толчкообразный гортанный спазм), артикуляционном аппарате (лицевыесудороги, язычные судороги, мягкого неба) Коррекционная работа строится на ликвидацию возникшего спазма и нормализовать работу всех компонентов речевой системы. Необходимо делать акцент на ту группу мышц, которая в большей степени спастична. Детям необходимо дать почувствовать, что мышечное напряжение может смениться по их воле приятным расслаблением. Обучение навыкам релаксации начинается с упражненийкоторые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.
Для расслабления лицевой мускулатуры применяется самомассаж. Работа над артикуляцией идет над мышцами языка, губ, нижней челюсти, глотки, мягкого неба.

         Процесс голосообразования неразрывно связан с дыханием. Неправильное дыхание во время речи является частой причиной плохого звучания голоса. Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения. В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса (тембра, высоты и т. д.). Кроме того, нарушения голоса, мелодико-интонационные расстройства характерны для заикающихся. Наиболее часто у заикающихся детей отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речевого высказывания); нарушения тембра голоса (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, реже нозализованный); голос может быть напряженным, форсированным, прерывистым и характеризоваться слабой выраженностью голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту голоса).  

Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.
       Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:  на произнесении отдельных гласных звуков; на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти); на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными; на произнесении фраз из одного слова; на произнесении коротких фраз; на произнесении длинных фраз с логической паузой. Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук.
       При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.).
      В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.
          Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
       Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.
 Работа над пересказом прослушанного текста включает: пересказ текста с опорой на наглядный материал; пересказ текста по плану; пересказ прослушанного текста без опоры; пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. 

Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ: работа над вопросно-ответной формой речи; ответы на вопросы по картине; ответы на вопросы по тексту; составление вопросов к картине; составление вопросов к тексту.
     Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов: по предметной картине с использованием схемы; по серии сюжетных картин (от трех до восьми); по сюжетной картине; по описанию пейзажной картины.
    Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.
     Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.      Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.
   Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися детьми является закрепление полученных навыков плавной речиОни составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.
    Только совместная всесторонняя  работа специалистов и родителей могут привести к хорошим результатам при коррекции заикания.

 

 

Учитель – логопед     Искава С.Г.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (23.12.2016)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: