Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование связной речи у дошкольников

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью.  Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах и способствует его успешной социализации в обществе.  К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас беден. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.  Для того чтобы помощь своему ребенку быть успешным в обществе необходимо  как можно больше разговаривать  с ним и побуждать его речевую активность.

В раннем возрасте дети учатся слушать и понимать речь взрослого.  К концу первого началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета.  К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.  Ребенок начинает использовать первоначальную форму речи – диалогическую, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка  и используется для налаживания сотрудничества в совместной со взрослым предметной деятельностью.

Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально.

         К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложения

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Разговаривая с  маленьким ребенком, не коверкайте слова, произносите их правильно. Речь должна быть эмоционально окрашенной, чтобы ребенок чувствовал ваш настрой и доброжелательное к нему отношение, это в свою очередь придаст ему спокойствие и желание идти на контакт. Не упускайте времени знакомьте свое чадо с окружающими его предметами, расширяйте его словарный запас. Взаимодействуя с ребенком, старайтесь задействовать все его каналы восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения). Показывая и называя ребенку какой-либо предмет, расскажите об этом предмете по максимуму, опишите его внешний вид (цвет, форма, величина), расскажите какой он на ощупь (теплый- холодный, гладкий-шершавый, мягкий-твердый), дайте малышу его потрогать, если речь идет о том, что еще можно попробовать на вкус (например: фрукт), то дайте ребенку возможность насладиться его вкусовыми качествами, при этом описывая их (сладко, кисло, горько, вяжет)

Читайте ребенку сказки, стихи и другие художественные произведения. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.  Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Вы можете описать внешний вид главных героев их отличительные особенности. Если речь идет о животных, расскажите где они живут, чем питаются, как называются их детеныши.

Учите детей выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" можно просто спросить: "Какой он?" Какая? Что делает?).  Развивайте инициативную речь ребенка, побуждайте его обращаться ко взрослому и детям по различным поводам, формируйте умение задавать вопросы. Не обрывайте речь ребенка, выслушивайте его до конца и с искренней заинтересованностью.

В младшем дошкольном возрасте подсказывайте ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Хвалите ребенка за успехи и искренне выражайте свою радость.  Прививайте ребенку потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить и т.п.)., поощряйте ребенка задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)  Все дети от природы любопытны. От природы им дано одно важное  свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир.  И. П. Павлов назвал это стремление «рефлексом что такое?» Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Наряду с любознательностью у детей развивается познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к школьной неуспеваемости. Поэтому если маленький Почемучка задает вам вопросы, то старайтесь на них ответить развернуто и дать как можно больше информации по интересующему ребенка вопросу.  Не говорите, что у вас сейчас нет времени или настроения на то, чтобы ответить на его вопрос или что данная тема его не касается. Не губите любознательность ребенка, ее потом не воскресить.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. В дальнейшем усложняйте рассказ, но для начала дайте опорную схему рассказа: Кто главный герой? Какой он? Что он делает? Что он делал сначала? Где происходят события? Попросите описать обстановку. Что происходило потом? Чем все кончилось? Всё, что будет рассказывать ребёнок, следует записывать. Детям важно почувствовать, что к их творчеству, сочинительству родители хорошо относятся. Если в игре участвуют и другие члены семьи – тогда сочинение рассказа становится коллективным творчеством и сближает ребёнка с его родными. Лучше завести специальную тетрадь она сможет стать для ребёнка книгой, которую он «написал».

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка. Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

 

Учитель-логопед  С.Г. Исакова

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (04.02.2016)
Просмотров: 2994 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: