Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Формирование словообразовательных и словоизменительных операций в системе работы над родственными словами»

«Формирование словообразовательных и словоизменительных операций в системе работы над родственными  словами»

В условиях  происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования  методов преодоления  нарушений речевого  развития и оптимизации логопедической работы. Актуальность  данной темы обусловлена  также огромной ролью языка и речи  в психологическом развитии  ребят.

Усвоение  школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей. С одной стороны, логопедическая работа предполагает не только коррекцию имеющихся у первоклассников недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации.

Словообразование, как и другие процессы речетворчества, тесно связано с процессами освоения материальной и понятийной сторон языка, а также с развитием речевой деятельности — умения адекватно комбинировать языковые единицы для выражения некоторого смысла.
          У ряда детей с первичной речевой патологией, особенно системного характера (ОНР), несформированность речевой деятельности обусловлена низким уровнем языковой способности, что приводит к проблемам комбинирования даже освоенными языковыми единицами в самостоятельной речи. Процессы словотворчества протекают не столь активно, а в тяжелых случаях отсутствуют вовсе. В результате у детей сдерживаются процессы развития словарного запаса. Это приводит к сужению словарного запаса, к трудностям его формирования. В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.
          Основная работа над формированием словообразовательных навыков, созданием предпосылок грамотного письма, идет на втором этапе коррекционной работы в общеобразовательной школе. Задача этого этапа формирование тех видов деятельности, которые пострадали вследствие первичной языковой недостаточности. На данном этапе работы по коррекции ОНР необходимо восполнить пробелы в формировании лексико-грамматических средств языка. При этом большое внимание необходимо уделить организации работы по развитию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, его семантике. Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значения частей слова помогает детям избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствует повышению грамотности и культуры речи.
          Второй этап работы тесно связан с первым. Если на предыдущих занятиях формировался и совершенствовался навык звукового анализа, то на этом этапе осуществляется переход к анализу морфемному. Звуковой и словообразовательный анализ отрабатываются параллельно, с тем, чтобы сформировать у учащихся устойчивые звукобуквенные обобщенные образы морфем.
          Формирование навыков словообразовательного анализа является необходимым условием для успешного формирования системных представлений о слове: он позволяет соотносить слово как определенную структурную единицу с другими словами. Кроме того, словообразовательный анализ, в отличие от морфемного, позволяет раскрыть «историю» слова — наглядно продемонстрировать учащимся, какое дополнительное значение привносит каждая из морфем в семантику этого слова.
          Восполняя пробелы в области словообразовательной деятельности детей, рационально руководствоваться морфологическим подходом — учитывать, к какой части речи относится то или иное слово, так как части речи связаны обычно с тем или иным кругом аффиксов. Поэтому при перспективном планировании изучаемые морфемы группируются по принадлежности к одной из частей речи. Опыт работы свидетельствует, что при работе над суффиксальными морфемами начинать надо с изучения суффиксов имен существительных, затем — имен прилагательных, на следующем этапе работы переходить к изучению суффиксов, образующих прилагательные от существительных, потом — существительные от прилагательных.
          В ходе решения задач по формированию навыков словообразования продуктивного и рецептивного характера логопед продолжает работать над совершенствованием учебного высказывания по типу рассуждения с опорой на заданный алгоритм.
          Например, ученикам можно предложить следующий алгоритм рассуждения:
          1) от какого слова образовано новое слово, с помощью какого суффикса;
          2) как изменилось значение нового слова;
          3) вывод: какое значение имеет использованный суффикс.
          Одним из ключевых понятий раздела «Словообразование» является понятие «родственные слова». Именно с этой темы начинается работа по формированию навыков морфемного и словообразовательного анализа и продуктивных навыков образования новых слов и их использования в самостоятельной речи. Изучение темы «Родственные слова» первой даёт возможность в процессе анализа родственных слов формировать у детей навык вычленения, прежде всего корневой морфемы, в которой заключается основное смысловое значение слова.
          При изучении этой темы ведется работа по обучению детей умению устанавливать родственные связи, дифференцировать слова, имеющие омонимичные корни. За счет родственных образований словарный запас обогащается и количественно, и качественно.    

Учитель-логопед Мельникова Г.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (26.11.2014)
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: