Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

« Что такое ОНР, пути преодоления такого дефекта»

« Что такое  ОНР, пути преодоления  такого дефекта»

 

Этот  сложный речевой дефект у младших школьников  является следствием позднего и неполноценного овладения  устной  речью.

  Когда  первые предложения появляются у ребёнка к 3-4 годам, он просто не успевает  за оставшееся  до школы  время овладеть  речью  в той степени,  какая требуется для обучения.  А так как  речь  и познавательные процессы  неразрывно связаны, то у таких  ребят обязательно появляются  вторичные нарушения психологических предпосылок к обучению : внимания, памяти, мышления.

 Само название « общее  недоразвитие речи» (ОНР) говорит  о том, что страдают все стороны  речи : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, связанная речь.  Степень проявления тех или  иных  нарушений   бывает  разной, но  трудности в учёбе   встречаются у всех  детей с ОНР.

 У таких детей звукопроизношение может быть грубо нарушено ( до 12-15 звуков), а может казаться нормальным (единичные замены звуков в трудных словах, общая нечёткость артикуляции).

 Дети с ОНР уже говорят фразами, свободно общаются в бытовых ситуациях. Только  внимательно прислушавшись к их речи или проведя  специальное обследование, можно заметить       нарушение  согласования слов, неправильные формы числа, падежа, ошибки в употреблении  предлогов.

 Словарный  запас, обычно в пределах обиходной бытовой лексики, кажется на первый взгляд неплохим, но стоит чуть выйти за рамки, попросив, например, назвать части тела, детали одежды или мебели, как обнаруживаем значительное недоразвитие словаря. Ребёнок с ОНР не может назвать локоть, колено, плечо, ресницы. Вместо этого он употребляет слова «рука», «нога», «волосы». Если показать такому ребёнку части стула – ножки, сидение, спинку – и попросить назвать, то в лучшем  случае  мы услышим «ноги», «палки», «седушки»,» чтобы сидеть», а то и вовсе не получим никакого ответа. Обычно затруднён подбор обобщающих слов ( фрукты, овощи, мебель, посуда, инструменты, животные); дети не знают детёнышей животных, названий времён года, дней недели, домашний адрес и многих вещей, названия которых не часто встречаются в быту, но, вместе с трем, хорошо известны ребёнку с нормальным речевым развитием ( снеговик, клумба, топор, кирпичи, замок, форточка, проволока, платье и т.д.). Часто слова   употребляются в расширенном или суженном значении. Например, и реку, и ручей, и озеро ребёнок называет просто «вода», а босоножки, туфли, кроссовки – « туфли».

 Бедность  словарного запаса приводит к тому,  что на уроке  такие дети не понимают половины слов, которые использует учитель при объяснении материала и которые содержатся в учебниках. По словам известного советского  учёного,  профессора  А.В.Ястребовой, « у приходящих в  школу детей с данным видом речевого дефекта происходит что-то вроде встречи со вторым языком».

 Речевое развитие учащихся начальных классов с общим недоразвитием  речи

(ОНР) – одно из  центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в  логопедических  пунктах при  общеобразовательных школах, в других  коррекционно-образовательных учреждениях.

 Вот поэтому работа над словом составляет органическую часть комплексного подхода к речевому развитию первоклассников с ОНР. Она ставит перед учителем-логопедом  следующие задачи:

  • обогащать и развивать словарный запас первоклассников с ОНР как путём накопления новых словоформ, так и  благодаря развитию  у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ;
  • формировать представления о слове как об  основной языковой единице;
  • обучать точному употреблению слов;
  • расширять и закреплять связи между словами;
  • развивать лексико-грамматические категории;
  •  развивать чувство языка, желание  говорить      ярко, образно.

 Над этими задачами работают и педагоги, и родители. Учитель-логопед проводит консультации, где рекомендует  пособия, литературу, карточки с заданиями, игры,  наглядно-дидактический материал  для преодоления  ОНР  у ребят.

Идёт поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников, обучающихся    на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.

Но  мы взрослые  должны помнить: помочь ученику с диагнозом  «ОНР» можно тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Например, если поступивший в школу первоклассник ( не  имеющий органических поражений в коре головного мозга) начинает посещать логопедические занятия с первых недель  обучения, то предотвратить неуспеваемость по русскому языку и чтению  можно в 80 -85% случаев.

При первичном обращении во втором классе справиться с уже возникшими нарушениями ( дисграфия и дислексия) и дать ученику возможность успешно усваивать  учебный материал получается в 70% случаев.

Если же впервые за помощью к учителю-логопеду  обращаются в третьем классе, то эффективно помочь удаётся  60% детей, а в четвёртом классе – менее 40%.

Причины, по которым учителю-  логопеду значительно труднее помочь полностью преодолеть неуспеваемость  школьникам вторых – четвёртых классов, заключается в  следующем : если в первом классе  логопед занимается , в основном, профилактической работой, развивая и  исправляя  нарушенные стороны    речи ребёнка, то во втором –четвёртом классах приходится иметь дело с уже сформировавшимися  нарушениями  письменной речи. А эти серьёзные нарушения  всегда легче предупреждать , чем устранять. Кроме того, вовремя не скорректированное недоразвитие речи  приводит к значительным пробелам в знаниях по русскому  языку. И часто не позволяет хорошо овладеть навыком чтения. И теперь, помимо коррекции  речевого дефекта, надо устранять и пробелы  в знаниях. Ребёнок  же в это время  знакомится с новыми  учебными темами и тоже  плохо усваивает их. В  результате у детей формируется  отрицательное  отношение к школе, нарушается   взаимопонимание  с учителем, наблюдаются  конфликты  с родителями  и одноклассниками.   Получается  такой   «снежный  ком»,  справиться с которым  очень трудно.

В условиях происходящих перемен в жизни  школы  особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы.                                         

Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части  языкового образования, саморазвития и  социализации ребёнка.

Важно также эмоциональное развитие первоклассников с ОНР, формирование у них научного мировоззрения на основе интереса к родному  слову, стремление познать окружающий мир. Выполнение задач коррекционно-развивающего обучения связано с воспитанием  и таких качеств личности, как трудолюбие, любознательность, целеустремлённость

Над этими задачами работают педагоги.   Учитель-логопед проводит консультации, где рекомендует  пособия, литературу, карточки с заданиями, игры,  наглядно-дидактический материал  для преодоления  ОНР  у ребят.

  Но ни только учитель-логопед и педагоги  оказывают помощь  ребенку в школе,  но и родители  обязаны тоже . Напрямую  ваша помощь  поможет  вашему ребенку  устранить проблемы в обучении (закрепление поставленных звуков дома, дифференциация их , автоматизация в речи, выполнение заданий в тетради для развития   мелкой  моторики и т.д.)

 Обращайтесь  за консультациями, за рекомендациями к   логопеду. Хочется видеть  неравнодушных  к судьбе ребёнка родителей, которые  задумываются  над  причинами  учебных  трудностей  своих  детей !

 Мельникова Г.В. учитель-логопед МБОУ «ЦППРиК»

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (31.03.2014)
Просмотров: 1632 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: