Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что еще мешает детям учиться?

Что еще мешает детям учиться?

Каким ни странным покажется ответ – это страх. Страх сделать что-то не так, страх ошибиться.

Некоторые дети так сильно переживают из-за учебных неудач, что на уроке после ошибки в ответе перестают поднимать руку, боятся отвечать. А если получают двойку или тройку, то даже плачут. У детей начальной школы, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. И тогда они, один раз ошибившись, как будто перестают соображать, запоминать и выполняют задание все хуже и хуже.

Контрольная работа для такого ребенка представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если все выучил. Может начать болеть голова, живот, потеть или дрожать руки. Внимание ухудшается, и ребенок делает такие ошибки, какие в обычной жизни он не допускает. Поэтому, заметив это, нередко родители или учителя просят психолога проверить внимание, позаниматься с ребенком. А внимание в этом случае, как правило, вполне сохранно.

А на уроке ему так хочется достигнуть хорошего результата в учебе, что он либо постоянно тянет руку и обижается, если не всегда его спрашивают. Либо наоборот внутренне напрягается – телом, голосом – и редко поднимает руку. А бывает, что перестает поднимать руку после случайной ошибки, смеха одноклассников, резкого замечания учителя.

Он ставит себе высокую планку и огорчается, если не победил. Нет, он не завидует другим. Он просто сам хочет успеха - на уроке, в олимпиаде, спортивной игре. Он очень-очень старается. Поэтому устает быстрее других. Некоторые из таких детей на перемене сбрасывает накопившееся напряжение криком и беготней. Некоторые дети начинают болеть.

Но такому ребенку и учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание. И он делает ошибки, как будто из-за невнимательности. Но на самом деле из-за страха. Обидно бывает, если из-за своего волнения за контрольные работы он получает более низкие оценки, чем заслуживает.

Иногда, страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды в каких либо соревнованиях. Или выступить на сцене, боясь быть несовершенным. А в самом трудном случае вообще отказывается от ситуаций лидерства. Хотя реально имеет для этого все основания, и сам хочет этого.

Почему это происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? Отнюдь нет. Самое удивительное, что такого ребенка могут воспитать только очень хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованы и социально успешны.

Ребенок в такой семье очень любит своих родителей, гордится ими, хочет походить на них. Но дело в том, что он видит своих родителей сразу успешными. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха,  ребенку не известен. Дети сравнивают себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в их пользу. Они кажутся себе недостаточно успешными, и каждая сделанная ими ошибка подтверждает это. Каждая ошибка говорит им о своей никчемности, о том, что они недостойны любви таких замечательных родителей.

Вы скажете, что никогда не ругаете и наказываете ребенка за ошибки. Верно, потому что ругает и наказывает себя ребенок сам. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями, тем сильнее ребенок боится их огорчить. А значит, допущенная им маленькая ошибка превращается    для него в Громадную «Ошибищу». А если ребенок еще внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания его по поводу ошибок сильно мешают ему жить.

Как же быть родителям таких впечатлительных  детей?

Прежде всего, начать с себя. Нужно сказать себе «Я – хороший родитель, раз у меня такой хороший ребенок». Если произнести ее будет трудно, подумайте, может быть, кто-то из родственников говорит, что вы недостаточно хорошая мать или отец. И эти слова вызывают в вас чувство вины за то, что вы что-то недоделали? Чувство вины - неконструктивное чувство. Если оно есть, постараемся убедить себя в том, что вы все делаете настолько хорошо, насколько можете. Есть объективные причины, чтобы не успеть или не смочь многое.

Наоборот, необходимо научиться подмечать ситуации, в которых вы несовершенны, и демонстрировать их ребенку. Поскольку ребенок смотрит на   родителей как на эталон, которому необходимо соответствовать, увидев ошибки родителей, ребенок даст на них право и самому себе.

Однако этого недостаточно. Важно научиться реагировать на ошибки детей. Не следует произносить слова «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит «это страшно, волнуйся».

Лучше сказать: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Это легко исправить», «Потом сделаешь правильно» и т.п.

Если ребенок сильно переживает за какую-то ошибку, нужно найти способ его похвалить за что – то другое: «ошибся, зато внимательно красиво писал», «ошибся, зато видно, как ты старался».

Если возможно, стоит учить искать причину ошибки, например, «ошибка, может быть потому, что ты перепутал право или лево, подумай сам».

Но главное, необходимо поднимать ценность ошибок и их обучающее воздействие. Давайте поднимем идею обучающей роли ошибок до уровня жизненной философии, чтобы любая жизненная ошибка воспринималась не только с огорчением, а осмыслялась бы и давала бы опыт, побуждала человека к самоизменениям. Действительно, когда человек умеет учиться на своих ошибках, а не на чужих – это здорово!

Для этого можно повторять детям крылатые фразы «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить», «Да я ошибся, зато теперь я точно знаю…» и т.п. И приучать анализировать ребенка причину ошибок, формулировать опыт, который он от них получил.

Хорошо, если родители поделятся своими тревогами о наличии социальных страхов у ребенка со своим учителем. Обратят его внимание на проблемную область, попросят помочь. В особо сложных случаях потребуется поддержка психолога, который организует с ребенком индивидуальные занятия.

Но, наверное, труднее всего родителям будет справиться с собственным стремлением опекать детей, ведь они кажутся такими хрупкими, беззащитными. А детям, напротив, нужна самостоятельность, которую они могут проявить по своему возрасту.

И еще им полезно смеяться, иногда совершать необдуманные поступки. В общем, нужно добавить к их правильности «щепотку» непослушания, «крупинку» непокорности и чуточку шаловливости. Детство это не подготовка к жизни, это – жизнь!

Ваши дети будут очень успешны, если вы бережно отнесетесь к их хрупкой эмоциональной душе!

Швецова С.В. педагог-психолог

Категория: Мои статьи | Добавил: cpprk (05.02.2015)
Просмотров: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: