программа волонтеры - 5 Апреля 2011 - Персональный сайт
Главная » 2011 » Апрель » 5 » программа волонтеры
06:14
программа волонтеры
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Школа волонтеров» относится к социально-педагогической направленности.
Организация и развитие молодежного волонтерского движения на территории г. Гурьевска и Гурьевского района по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде, одно из перспективных направлений работы. Актуальность проблемы здорового образа жизни растет с каждым днем. Современная концепция пропаганды здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения не должна быть только прерогативой взрослых. Необходимо, чтобы молодежь - в лице волонтеров, тоже принимала в этом участие и проявляла не меньшую инициативу, потому как основным источником информации в вопросах о психоактивных веществах являются сверстники, формирующие стиль жизни подростков вне семьи. В связи с этим необходимо воспользоваться способом формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни с помощью волонтеров. Волонтер проходит отбор и подготовку по вопросу профилактики поведения высокой степени риска, имея позитивно настроенную позицию в отношении престижа здорового образа жизни, направленную на молодежь, не имеющую четко сформированную позицию в отношении наркотиков, алкоголя, ранних интимных отношений. Специалистами ЦППРиК г. Гурьевска и педагогами «Центра детского творчества» Гурьевского района была разработана образовательная программа «Школа волонтеров» и сформирован волонтерский отряд из обучающихся среднего и старшего звена школ Гурьевского района. В ходе волонтерской работы молодым людям представится возможность удовлетворить свои потребности в социально приемлемой форме, узнать себя, разрешить собственные проблемы, получить новые знания в области психологии, приобрести необходимые навыки личностной ответственности, улучшить собственные коммуникативные способности и этим влиять на отношения, в том числе к наркотикам и алкоголю. Подготовка волонтеров часто способствует и дальнейшему выбору профессии в области психологии, медицины, педагогики, социальной работы.
Цели программы:
Подготовка, активизация и поддержка молодежных лидеров в организации и проведении мероприятий по профилактике нарко- и алкогольной зависимости, по пропаганде здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. Формирование гражданских чувств подростков;
2. Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
3. Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умении и навыков;
4. Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
5. Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского отряда Гурьевского района;
6. Информирование по проблеме употребления ПАВ;
7. Привлечение внимания к проблеме наркомании и употребления ПАВ среди молодежи.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
Каждый год обучения состоит из 5 разделов.
Раздел I «Введение в образовательную программу» - знакомство с деятельностью тинэйджерского волонтерского отряд (организация и проведение акций, конференций, рейдов, досуговых мероприятий, реализация творческих и социальных проектов на территории Гурьевского района и т.д.); знакомство с ритуалами и традициями отряда.
Раздел II «Я волонтер» - формирование у обучающихся - волонтерского мировоззрения:
• расширение границ осведомленности о ПАВ;
• формирование стратегий и навыков здорового образа жизни;
• формирования умения осмысливать особенности своего поведения, а затем и качеств своей личности;
• формирование коммуникативных умений – выстраивание осознанного, целенаправленного эффективного общения с другими людьми, своей ответственности за себя и близких людей, выработка стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости тех или иных способов поведения.
Раздел III «Общественно-полезная деятельность» - формирование у подростков, обучающихся в школе волонтеров –
• умения ведения тренинговых занятий в детских и подростковых аудиториях;
• навыков разработки, организации и проведения акций, шествий, рейдов, конференций;
Раздел IV «Культурно-массовая деятельность» - формирование у подростков, обучающихся в школе волонтеров –
• умений разрабатывать, организовывать и проводить дискуссии, викторины, конкурсы, театрализованные представления, аудио- и видеопостановки и другие мероприятия в детско-подростковой аудитории;
• умения разрабатывать, подготавливать и реализовывать творческие проекты;
• умения изготовлять и подготавливать наглядные материалы, средств контрпропаганды наркотиков и социальной рекламы.
Раздел V «Социальная поддержка» - формирование у подростков, обучающихся в школе волонтеров –
• навыков организации и проведения социологических исследований;
• умений разработать и провести социально-значимые проекты с привлечением ровесников (помощь одиноким пенсионерам, малообеспеченным семьям, помощь детям из семей группы риска, организация досуга детей сирот, акций профессиональной ориентации подростков, озеленение микрорайона, и др.).
Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа и включает 40 теоретических и 104 практических часа.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов, 46 часов теории и 170 практики.
Программа третьего года обучения рассчитана на 216 часов,
Образовательно-воспитательный процесс включает в себя различные методы обучения и воспитания:
• метод проблемного изложения образовательного материала;
• эвристический;
• интерактивные игровые методы: игровые тренинги; сюжетно-ролевые и деловые игры; игры-драматизации; игры-дилемы; игры-провокации и др.
• методы групповой дискуссии;
• метод авансированного доверия;
• метод ответственного поручительства;
• метод личного примера;
• метод общественного мнения;
• метод поощрения;
• ритуалы;
• традиции;
• метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение воспитанников технологией подготовки и проведения конкретного дела.
Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является диагностика знаний, умений и навыков воспитанников, степени сформированности положительных качеств личности:
1. предварительная диагностика (педагог, приступая к работе, знакомится с исходными знаниями, умениями и навыками у воспитанников);
2. диагностика на середину учебного года - текущий учет (наблюдение за деятельностью обучающихся на каждом занятии);
3. итоговый учет - диагностика знаний, умений и навыков на конец учебного года.
В основе организации учебно-воспитательного процесса по данной программе лежат основные принципы жизнедеятельности детей:
• личностно – ориентированный подход в воспитании;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• общественно – полезная направленность в деятельности;
• эмоциональная насыщенность занятий;
• сотрудничество педагога и воспитанника;
• добровольное участие в совместных делах;
• работа с родителями.
Результатом реализации данной программы являются личностные и творческие достижения воспитанников, которые предоставляется проявить в выездных конференциях, совместных творческих и социальных проектах. Итоговые выездные конференции и участие в ежегодных конкурсах способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся в «Школе волонтеров», их самовыражения, что в данном возрасте особенно необходимо, а так же позволяет педагогам проанализировать выполнение образовательной программы.
В основе данной программы лежат авторские разработки Т. Н. Гущиной «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков», И. В. Швецовой «Игровые тренинги личностного роста», С.Г. Щербаковой «Формирование проектных умений школьников», информационно-методические материалы разработанных и апробированных в Кузбассе специальных программ добровольческой службы по первичной профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи.


Просмотров: 1216 | Добавил: cpprk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: